Филипп Ле Уору: «Развивающимся рынкам придется удвоить свои усилия, чтобы оставаться привлекательными»

Точка зору

Новый вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Средней Азии Филипп Ле Уору стал самым высоким по рангу официальным лицом среди побывавших на прошлой неделе на Ялтинском саммите.

Кстати, Украина оказалась первой среди стран Европы и СНГ, которую г-н Ле Уору посетил в новом для себя статусе. 28 сентября, перед отъездом в Москву, он встретился в Киеве с первыми лицами Украинского государства — президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. И выслушал ставшие уже традиционными призывы к дальнейшему развитию сотрудничества.

Со своей стороны, гость из Вашингтона заявил о готовности Всемирного банка расширять проекты сотрудничества с Украиной, но призвал украинские власти ускорить структурные реформы и предостерег от увеличения бюджетного дефицита, намекнув таким образом на необходимость научиться жить по средствам.

«ЗН» удалось адресовать г-ну Ле Уору ряд вопросов. Полученные нами ответы мы представляем вниманию наших читателей.

— Г-н Ле Уору, прежде чем перейти к украинской тематике, разрешите задать несколько вопросов о последних общемировых событиях. Буквально на днях, 24—25 сентября, в американском Питтсбурге прошел очередной саммит «Большой двадцатки» (G-20). Какие выводы можно сделать по горячим следам этого события?

 
 
 

— Есть, очевидно, официальные лица, чьи полномочия больше соответствуют тому, чтобы делать выводы по результатам саммита. Руководители стран «Большой двадцатки» сделали это в своем итоговом коммюнике по завершению события. Президент Группы Всемирного банка Роберт Зеллик также очертил несколько важных уроков в своем выступлении, предварявшем Ежегодные собрания Всемирного банка и МВФ. Поэтому мне не хочется повторять то, что было более красноречиво сказано другими.

В сфере моей компетенции ключевые выводы следующие. Во-первых, глобальные скоординированные действия по обузданию кризиса, по-видимому, дали эффект. В мировую финансовую систему возвратилась ликвидность, остановилось падение производства, постепенно восстанавливается торговля.

Во-вторых, чувство удовлетворенности и облегчения не должно перейти в самоуспокоение. Мы являемся свидетелями значительных сдвигов в глобальной экономике. Возврата к предкризисному миру не будет. Восстановлением глобального равновесия необходимо будет управлять. Соединенным Штатам придется меньше потреблять и больше экономить; другим странам нужно будет больше потреблять. Развивающиеся страны, в том числе Китай (но не только), должны будут играть потенциально более значимую роль в этом процессе.

В-третьих, мы наблюдаем появление новой глобальной модели управления на самых высоких уровнях. Официально создана «Большая двадцатка». Развивающимся странам предоставлено большее право голоса в МВФ и Всемирном банке.

В-четвертых, по мере стабилизации (мировой экономики и финансовой системы. — Ю.С.) некоторые долгосрочные вызовы должны быть снова поставлены во главу угла. Изменение климата — первая и самая главная из таких проблем, по которой Питтсбургский саммит еще не принял конкретных решений. Кроме того, поскольку социальным последствиям кризиса еще предстоит проявиться в полной мере с ростом безработицы во многих странах, критически важно, чтобы мы не сделали ошибочных выводов и противодействовали угрозе протекционизма. Необходимо быстро возобновить и завершить Дохийский раунд переговоров о либерализации мировой торговли.

— В какой мере, на ваш взгляд, кризис изменил «лицо» глобальной экономики и финансовой системы? Как в этой связи изменилась роль международных финансовых институтов (МФИ), в том числе Всемирного банка, а также с какими основными вызовами они сегодня сталкиваются?

— Я считаю, что МФИ внесли значительный вклад в глобальные антикризисные меры. После начала кризиса многие развивающиеся страны не имели доступа к рыночному финансированию, и предоставленные МФИ ресурсы были критически важны для обеспечения постепенной адаптации к внешним и внутренним дисбалансам и диспропорциям, возникшим в результате кризиса.

Что касается Всемирного банка, то наши меры антикризисного реагирования состояли из трех основных компонентов. Во-первых, вместе с коллегами из МВФ, МФК и региональных банков развития мы разработали программу помощи финансовым системам в преодолении кризиса, в частности в Центральной и Восточной Европе. Она включала в себя предоставление займов и капитала коммерческим банкам, помощь правительствам и регулятивным органам в преодолении кризиса доверия, а также усиление регулирования для обеспечения будущего возобновления кредитования, но уже на более устойчивой основе.

Во-вторых, мы помогали правительствам справляться с кризисными деформациями в фискальной сфере, возникшими в результате падения поступлений, и во многих случаях — со структурными дефицитами, накапливавшимися с течением времени, но остававшимися скрытыми в период экономического подъема. Причем стремились это делать теми способами, которые защищали в первую очередь именно самые уязвимые слои населения.

В-третьих, мы работали над закладкой основ для восстановления экономик. Была расширена консультационная помощь по улучшению условий для предпринимательства, запущен механизм финансирования инфраструктуры государственного сектора с тем, чтобы стимулировать спрос и более оперативное создание рабочих мест и ослабить преграды для роста в средне- и долгосрочной перспективе.

Последний пункт иллюстрирует также одну из перемен, которые мы предвидим в будущем. Вероятно, в течение какого-то времени на глобальных рынках будет меньше доступного рискового капитала, поскольку будет продолжаться сокращение финансового левериджа (увеличение объемов финансовых операций с использованием «кредитного рычага». — Ю.С.).

Так что МФИ должны будут играть значимую роль в предоставлении финансирования для критически важных проектов развития в энергосбережении, в транспортной и социальной сферах. Действуя таким образом, мы можем помочь в восстановлении глобального равновесия, поддерживая спрос и ослабляя ограничения для роста на развивающихся рынках.

Но также очевидно, что по мере усиления конкурентной борьбы за капитал развивающимся рыночным экономикам Восточной Европы и Центральной Азии придется углубить реформы, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для частного капитала. МФИ могут быть посредниками и катализаторами частных инвестиций, но мы не можем заменить их.

— Насколько были успешными антикризисные меры, принятые правительствами и центральными банками отдельных государств? Можете ли вы привести их наиболее яркие примеры — как успешные, так и наоборот?

— У меня нет возможности присваивать рейтинги правительствам и центральным банкам конкретных стран. В целом, как я уже упоминал, достаточно хорошо согласованные антикризисные меры осуществлялись в крупнейших экономиках, и это, несомненно, помогло избежать более глубокой рецессии.

Очень важной была ликвидность, обеспеченная Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком. Фискальные стимулы во многих странах, в том числе на развивающихся рынках в Китае, России и других государствах Восточной Азии, также имели большое значение.

Украина, кстати, тоже предприняла некоторые сильные первоначальные меры. Например, разрешив плавающий обменный курс и проведя раннюю диагностику банковского сектора (намного раньше, чем такие меры начали реализовываться в США и Европе).

Но во многих отношениях еще слишком рано заявлять о победе над кризисом. Огромные ликвидные средства, «впрыснутые» в глобальную финансовую систему, необходимо будет «откачать» обратно. До сих пор восстановление основывалось на обороте «товарного цикла» и на больших пакетах фискальных стимулов. Эти факторы не будут долговременными; возглавить рост придется частному сектору. А это, в свою очередь, станет возможным только при возобновлении кредитования.

— Каково влияние кризиса на процессы глобализации, какие тенденции появились и как эти процессы будут развиваться в будущем?

— Возрастает роль развивающихся стран, причем сейчас эта тенденция утвердилась. В самом деле, нынешний кризис является первым с ХІХ века, при котором мировая экономика выходит из экономического спада в результате восстановления рынков развивающихся стран.

Сдвиг глобального потребления в сторону Китая и других развивающихся рынков — ключевой фактор для крайне необходимого восстановления глобального равновесия. Это и огромная возможность, и серьезнейший вызов для высших должностных лиц этих стран.

Второй фактор, который я уже упоминал, заключается в том, что рисковый капитал какое-то время будет в дефиците. Это значит, что конкурентная борьба за инвестиции станет более жесткой, и развивающимся рынкам придется удвоить свои усилия, чтобы оставаться привлекательными.

В-третьих, мир до кризиса характеризовался исторически высокими темпами роста и огромным несоответствием в темпах роста между развивающимися и развитыми экономиками.

Причем регион Центрально-Восточной Европы и бывшего Советского Союза оказался одним из самых быстро растущих на планете. Но как мы знаем, при этом была аккумулирована огромная степень уязвимости в результате чрезмерного, финансируемого из-за рубежа роста кредитования, больших внешних дисбалансов и недостаточно сильных финансовых институтов. Посткризисная тенденция может быть менее сильной, но, будем надеяться, более устойчивой. Общий и сбалансированный рост остается сложной задачей как для нашего региона, так и для мировой экономики.

— Как вы оцениваете нынешний этап сотрудничества между Всемирным банком и Украиной? В чем состоят его приоритеты для вашей организации и что мешает более активному взаимодействию в этих направлениях?

— Основные стратегические направления нашего сотрудничества с вашей страной определены в Стратегии партнерства с Украиной на 2007—2011 годы. Они предусматривают поддержку конкурентоспособности Украины путем улучшения условий для предпринимательской деятельности, расширения энергосбережения, содействия международной интеграции посредством модернизации транспортной инфраструктуры, а также помощь в повышении эффективности и качества государственных услуг.

Эти приоритеты остаются сегодня очень актуальными. Например, мы утвердили в мае этого года заем в размере 400 млн. долл. США на реконструкцию дороги Киев—Харьков и повышение безопасности движения на дорогах страны. На завершающей стадии — оформление дополнительного финансирования в размере 60 млн. долл. США для очень успешного Проекта реабилитации гидроэлектростанций, в ходе которого осуществляется модернизация сооружений Днепровского каскада для обеспечения страны чистой и дешевой энергией. Мы уже начали реализацию Проекта развития городской инфраструктуры стоимостью 140 млн. долл. США; этот проект обеспечивает доступ к более чистой воде и значительную экономию энергии в 12 муниципалитетах страны. Есть планы работы в сфере энергосбережения с частным и государственным сектором: это внедрение современных технологий и помощь Украине в получении выгод от растущего рынка сокращения выбросов.

Конечно, кризис вынудил внести некоторые коррективы в наше сотрудничество. Например, мы усилили работу в финансовом секторе, что позволило утвердить в сентябре с.г. первую программную ссуду в размере 400 млн. долл. США на поддержку правительственной программы оздоровления финансового сектора. Эту работу необходимо продолжать. Выделение второго такого займа планируется уже в следующем году.

Кризис также выявил большие фискальные диспропорции, что выдвинуло на первый план вопрос о том, каким образом правительство может расходовать средств меньше, но более эффективно, не ослабляя при этом защиту бедных и уязвимых слоев населения. Меры в этом направлении мы готовы подкрепить новыми займами на поддержку политики развития (предыдущий, третий транш в рамках программы системных займов ВБ (Development Policy Loans) в размере 500 млн. долл. Украина получила в декабре прошлого года. — Ю.С.).

Кризис оказал глубокое влияние на Украину. Меры, которые мы считаем необходимыми для возврата к устойчивому росту, не всегда популярны. Наша идея состоит в том, что мы здесь, чтобы помочь Украине в это трудное время. Но Украине необходимо добиться внутриполитического консенсуса, чтобы принять необходимые меры по ужесточению фискальной политики, дерегуляции и улучшению условий предпринимательской деятельности, реформированию энергетического сектора, систем здравоохранения и образования, пенсионной системы, чтобы сделать их более справедливыми, более эффективными и повысить качество государственных услуг. Прогресс в этих областях разблокирует дополнительную международную помощь. Но еще более важно разблокировать частные инвестиции с тем, чтобы Украина не скатилась назад и не наращивала отставание в послекризисный период.

— Сейчас государственные закупки в Украине фактически управляются правительством вручную, что влечет за собой очевидные коррупционные риски. В связи с этим не считаете ли вы, что помощь Всемирного банка, которую он оказывает Киеву в этой области почти десять лет, была малоэффективной? А поскольку банк продолжает предоставлять Украине значительные займы, не пора ли подумать об изменении подходов к сотрудничеству? Например, строго увязывать все формы сотрудничества с созданием эффективной и прозрачной системы государственных закупок.

— Я согласен с вами, что отсутствие прогресса в реформировании государственных закупок вызывает разочарование. Это — один из наших принципиальных мессиджей, его разделяют и другие доноры. Несомненно, что дальнейшая помощь Всемирного банка посредством займов на поддержку политики развития потребует прогресса в этой сфере.

Фактически мы, как нам кажется, не очень далеки от принятия необходимых решений, и в меня вселяет надежду обсуждение этих проблем с премьер-министром. Но необходимы политическая воля и парламент, который действительно сосредоточится на усовершенствовании законодательной базы в этой сфере.

— По нашему мнению, Всемирный банк в последнее время менее активно сотрудничал с органами центрального государственного управления Украины, отдавая предпочтение региональным и местным органам власти и их проектам. Что это — пересмотр подходов в рамках общей стратегии Всемирного банка? Или это связано с очевидными рисками коррупции в Украине?

— Мы действительно усиливаем нашу работу с региональными и муниципальными органами власти. И так же, как наша родственная организация — Международная финансовая корпорация, видим в ней для себя массу возможностей. Причем не только в таких традиционных направлениях, как водоснабжение и очистка сточных вод, централизованное теплоснабжение и энергосбережение, но и, как это было успешно показано в Запорожье, где мы прекрасно сотрудничали с городом, в сфере контроля экологических рисков и промышленного загрязнения.

Но вопрос о сокращении нашего сотрудничества с центральным правительством не стоит. Напротив, мы считаем, что работа на центральном и региональном уровнях должна быть неразрывно связана, поскольку многие вопросы в Украине можно решить только на центральном уровне.

Конечно, как указывали и украинские политические лидеры, коррупция является большой проблемой для страны. Но мы вводим в наши проекты такие механизмы, как независимый технический аудит, надзор третьих лиц, строгие фидуциарные меры контроля, чтобы средства, предоставляемые в виде займов, использовались эффективно и по целевому назначению.

Мы продолжаем диалог с властями по вопросу модернизации системы управления государственными финансами с тем, чтобы она была достоверной в отношении не только заемных денег Всемирного банка, но и средств всего государственного сектора. Это сложная долгосрочная программа, и решение найти можно лишь посредством взаимодействия и диалога.

— Согласно выводам нового исследования Всемирного банка, Украина переживает беспрецедентный демографический спад в сочетании с кризисом здравоохранения. Обратима ли эта тенденция и какие основные антикризисные меры следует принять в этих областях?

— Мы очень обеспокоены демографической ситуацией в Украине. На наш взгляд, основная проблема заключается в том, что украинцы, и особенно украинские мужчины, умирают слишком молодыми. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчины при рождении составляет в Украине всего 59 лет; смертность взрослого мужского населения сравнима с показателями смертности в беднейших странах мира. Это ведет к громадным социальным и экономическим издержкам.

Поэтому действия необходимы на нескольких уровнях. Во-первых, в модернизации нуждается система здравоохранения. Ресурсов достаточно, но используются они неэффективно: слишком много средств расходуется на поддержание существующей инфраструктуры и слишком мало — на оборудование, профессиональную подготовку медицинского персонала, профилактику. Необходимо изменить стимулы, чтобы заинтересовать врачей и медсестер в достижении более высоких результатов в сфере здравоохранения.

Во-вторых, украинцам следовало бы вести более здоровый образ жизни. Злоупотребление алкоголем и табаком, а также дорожно-транспортные происшествия — главные причины высокого процента смертности среди украинских мужчин, однако эти причины вряд ли можно назвать неискоренимыми. Да, некоторые из них связаны со стрессом, и я боюсь, что нынешний экономический кризис не будет способствовать их устранению; но некоторые из этих проблем можно было бы решить с помощью более высоких акцизных сборов, введения ограничения скорости на украинских дорогах и обязательного использования ремней безопасности. Необходимы также и просвещение, пропаганда здорового образа жизни. Над этим мы работаем совместно с очень многими украинскими партнерами, считая, что к этой проблематике особенно чувствительна молодежь.

— Один из ваших предшественников на должности вице-президента Всемирного банка, Иоганнес Линн, в недавнем интервью одному из украинских изданий высказал мнение, что экономика Украины воспринимается на Западе скорее как маргинальная. Вы как официальное лицо вряд ли можете позволить себе подобную прямоту в оценках. И все же, в чем вы видите основные минусы имиджа Украины на международной арене? Что мешает улучшить это восприятие?

— Я не думаю, что в настоящее время Украине не хватает международного внимания. Украина — большая, стратегически важная страна в сердце Восточной Европы, основной мост между Россией и Европейским Союзом. Она обладает обширными продуктивными земельными ресурсами, через ее территорию транспортируется 80% газа из России в ЕС; в последние годы многие крупные западные компании и банки инвестировали сюда свои капиталы.

У Украины огромный потенциал — и это общепризнанный факт. Но чтобы реализовать его, особенно в условиях глобальной экономической конкуренции, которая после кризиса усилится, украинские политические лидеры должны будут решительно вести страну по трудному, но необходимому пути реформ и модернизации. Уверен, что именно такое руководство и консенсус относительно приоритетов завоюют широкую международную поддержку.

Несмотря на резкую активизацию сотрудничества с Украиной, высшие должностные лица крупнейших распорядителей международных фондов финансовой взаимопомощи — МВФ и Всемирного банка — пока не слишком частые гости в нашей стране.

Последнее, что припоминается по линии МВФ, — это посещение нашей столицы в начале июня 2007 года первым заместителем директора-распорядителя фонда Джоном Липски. Ну а занимавший без малого десять лет должность вице-президента Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Шигео Кацу последний раз побывал в Киеве в ноябре 2008-го.

В августе нынешнего года г-на Кацу на посту вице-президента ВБ сменил француз Филипп Ле Уору (Philippe Le Houerou). Экономист по образованию, Ле Уору работает во Всемирном банке уже свыше 20 лет, а в 1992—1996 годах был главным экономистом ВБ по России. До вступления на нынешний пост г-н Ле Уору занимал должность вице-президента по вопросам льготного финансирования в Международной ассоциации развития (МАР).

Юрий Сколотяный

Новини

25 Квітня 2024

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

ВСІ НОВИНИ ⇢