Беспрецедентная интеграция

Точка зору

Он курировал вступление в ЕС стран ЦВЕ, следил за Украиной во время «оранжевой революции» и отстаивал позиции ЕС в украинско-российских газовых конфликтах. Живая легенда внешней политики Евросоюза Хавьер Солана об ожиданиях Украины от Евросоюза и о том, будет ли Брюссель соответствовать этим ожиданиям
 

Осень принесла Украине, тяжело идущей по пути евроинтеграции, новые разочарования и новые надежды. С одной стороны, Хавьер Солана неожиданно заявил в Гарварде, что ощущает «глубокую фрустрацию» в отношении управления Украиной и не ожидает в обозримом будущем ее членства в ЕС. С другой стороны, жители Ирландии поддержали отклоненный ими ранее Лиссабонский договор, который сделает Евросоюз более управляемым и позволит вернуться к вопросу расширения ЕС, в том числе и за счет Украины.     

О том, «на каком свете» сейчас находятся реальные отношения между Украиной и Евросоюзом, о зоне свободной торговли, визах и отношениях Киева с Москвой читайте в эксклюзивном интервью с Верховным представителем ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой.

 Господин Солана, в начале октября общенародный референдум в Ирландии одобрил, наконец, Лиссабонский договор о реформировании ЕС. Когда этот договор вступит в силу?

После ратификации остальными странами, в которых этот процесс еще не завершен, – Чехией и Польшей. При этом уже известно, что Польша готова принять условия Лиссабонского договора. И мы надеемся, что к концу текущего года процедуры ратификации завершатся во всех странах.

Каковы сегодня главные приоритеты внешней политики Евросоюза?

На повестке дня два главных вопроса: мирный процесс на Ближнем Востоке и попытки контактировать с Ираном. ЕС давно участвует в поиске варианта мирного разрешения ближневосточного конфликта в качестве члена «международного квартета», и сегодня мы очень активно работаем с международным сообществом в попытке разрешить арабо-израильский конфликт. Мы задействованы в стремлении мирового сообщества начать переговоры с Ираном, решить вопрос его ядерных программ и параллельно развивать более активное сотрудничество с этим государством. Кроме того, мы продолжаем проводить активную политику на Балканах, где работаем над стабилизацией, развитием региона и его более тесной интеграцией
с ЕС.

Наконец, придаем большое значение сотрудничеству с Африкой, что подтвердил прошедший в середине сентября саммит ЮАР – ЕС. Мы активно противодействуем пиратству – военно-морские силы Евросоюза патрулируют прибрежные воды Сомали и Аденского залива, не говоря уже о том, что мы ищем любой способ для преодоления беспредела и насилия, которые измучили Сомали.

Ну и, конечно, для нас чрезвычайно важны наши отношения с восточными соседями, о чем свидетельствует инициатива Восточного партнерства.

Зачем и кому нужно Восточное партнерство?

Восточное партнерство – наша совместная инициатива со странами, с которыми мы сотрудничаем на Востоке от границы ЕС. И вместе с ними она разрабатывалась как партнерство, основанное на взаимном уважении. У каждой стороны этого партнерства – своя выгода, и наши выгоды при этом тесно взаимосвязаны. Хотя, конечно, у стран-партнеров ЕС разный уровень амбиций, поэтому участие в партнерстве добровольное.

Но в политическом плане реализации партнерства противостоит Россия, ведь те страны, на которые оно распространяется, она считает сферой своего влияния. В экономическом плане финансовая помощь, предусмотренная государствам в рамках партнерства, слишком невелика по сравнению с их потребностями…

Если говорить о финансировании, то абсолютно понятно, что имплементация Восточного партнерства будет требовать дополнительных финансовых ресурсов помимо тех, которые ЕС уже предоставил, значительно увеличив их объем. В связи с этим организационный саммит по Восточному партнерству, состоявшийся в Праге в мае этого года, призвал «третьих» доноров – международные финансовые институты, организации, частный сектор – предоставить дополнительное финансирование для реализации конкретных реформ и проектов в странах-участницах партнерства.

В свете этого я хотел бы напомнить, что Восточное партнерство никогда не задумывалось как ответ на глобальный финансовый кризис. Нынешний кризис стал общемировой проблемой, требующей общемировых решений. МВФ вместе с другими международными финансовыми организациями является лидером в этом процессе, Украина успешно с ним сотрудничает, а Евросоюз, который является главным донором фонда, с начала кризиса в два раза увеличил финансирование МВФ.

Что же касается России, то здесь я хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, нет никакого противоречия между тем, чтобы страны-партнеры развивали отношения с ЕС и в то же время усиливали сотрудничество с Россией. Отношения со странами в рамках Восточного партнерства ЕС развивает параллельно с отношениями с Москвой. И даже больше того – если Москва захочет, она может участвовать в его конкретных проектах.

Между Украиной и Россией неуклонно нарастают противоречия. Газовые конфликты, споры по вопросу пребывания российского Черноморского флота в Крыму, письмо президента России Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко… Как украинско-российские взаимоотношения выглядят с точки зрения Евросоюза?

И Украина, и Россия – обе эти страны являются важными соседями и партнерами Евросоюза. Как являются и соседями друг друга – странами, исторически имеющими тесные связи. И поэтому я не случайно часто повторяю, что ЕС хочет, чтобы его друзья были друзьями и между собой. С учетом этого противоречия между Киевом и Москвой очень прискорбны, и говорить об их отношениях нужно очень бережно. Лидеры обоих государств должны искренне попытаться разрешить существующие проблемы посредством личного, прямого общения.

Не вдаваясь в анализ последних месседжей, которыми обменялись ваши государства (речь идет об обмене письмами между президентами Ющенко и Медведевым. – Ред.), хотел бы сказать пару слов о том, как бы нам хотелось видеть развитие фундаментально важных отношений между Россией и Украиной. Наш подход очень прост. Мы бы хотели, чтобы эти отношения были конструктивными, строились на принципах равенства и уважения как к суверенитету, так и к легитимным интересам обеих стран. На мой взгляд, это единственный путь к развитию этих отношений.

Вернемся к Украине. Один из приоритетов нашей страны – добиться введения безвизового режима въезда в ЕС для ее граждан. Когда визы в ЕС для украинцев будут отменены?

Свободное передвижение граждан – это краеугольный камень европейской интеграции. И, конечно же, понятно, что более легкий доступ в европейские страны – это тот конкретный вопрос, который больше всего волнует рядового украинца. И идея свободного передвижения граждан – это также один из приоритетов инициативы Восточного партнерства. Поэтому ЕС активно работает над введением безвизового режима для путешествий украинских граждан по территории стран Евросоюза. Но мы определили для себя это как долгосрочную цель.

О каких сроках идет речь под формулировкой «долгосрочная цель»? В каком состоянии находятся переговоры по этому вопросу?

В октябре 2008 года мы начали с Киевом диалог, целью которого было определить условия, при которых будет введен безвизовый режим, включая такие вопросы, как безопасность документов, нелегальная миграция и реадмиссия. И на данный момент этот диалог продолжается – ЕС пообещал Украине помочь в проведении необходимых реформ. Тем не менее нужно сделать еще большой объем технической работы. Но мы движемся в правильном направлении.

Не меньшее, если не большее, количество работы нам предстоит и в вопросе создания углубленной зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, о чем сегодня также идут переговоры. На какой стадии они сейчас?

Эти переговоры начались в апреле 2008-го – приблизительно через год после того, как начались переговоры о Соглашении об ассоциации и завершился процесс присоединения вашей страны к ВТО. Зона свободной торговли станет главной и неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации, в которое она органично вплетается сразу по многим пунктам. Задача состоит не только в том, чтобы либерализировать торговлю между Украиной и ЕС, но и в том, чтобы углубить сотрудничество и гармонизировать регуляторную базу так, чтобы украинский бизнес мог воспользоваться новыми для него возможностями, открываемыми ЗСТ.

На данный момент проведено уже восемь раундов переговоров, и все они прошли в позитивной и дружелюбной по отношению к бизнесу атмосфере. Такой, которую можно встретить между близкими друзьями и партнерами, разделяющими общее стремление добиться торговой и экономической интеграции в контексте политической ассоциации. И на данный момент стороны пришли к согласию по ряду вопросов. Тем не менее наша цель с Украиной – достичь беспрецедентного уровня экономической интеграции – не может быть достигнута за одну ночь.

Когда же можно ожидать их окончания?

Дело в том, что эта зона свободной торговли должна стать одной из самых масштабных из всех, когда-либо созданных ЕС с другими странами. Это требует серьезного повышения уровня украинского законодательства, институциональных изменений и укрепления конкуренции. Особое значение будет уделяться созданию условий для равного доступа на рынок и налоговой политике, что решило бы очень широкий круг экономических и торговых вопросов, включая и наиболее чувствительные.

Кроме того, внедрение необходимой регуляторной базы и инфраструктуры также требует времени и понимания работы системы. Чтобы помочь с этим процессом, который является критическим для успеха переговоров и работы над Соглашением, мы также предлагаем Украине нашу техническую помощь. Мы согласны с нашими украинскими коллегами по переговорам, что приоритетом должны быть масштабность и качество Соглашения, а не сроки его подписания. И взяли этот принцип за основу переговоров. Соответственно, для того чтобы завершить переговорный процесс, нам необходимо еще некоторое время. 

Для стран ЦВЕ подписание соглашений об ассоциации было первым шагом на пути в Евросоюз. В Украине существует мнение, что Соглашение об ассоциации, о котором сейчас идет речь, станет таковым для нашей страны только по названию, а не по сути. Так ли это?

Безусловно, нет. Наша общая с Украиной цель – создать новую инновационную базу для дальнейшего углубления наших отношений и более тесного сотрудничества Украины и ЕС. Украина – ключевая страна и наш ключевой партнер в регионе, и наши отношения стратегически важны для Евросоюза.

Это Соглашение укрепит существующие связи и будет развивать их в дальнейшем. И, таким образом, путем сотрудничества приведет к значительному уровню интеграции, включая постепенную экономическую интеграцию и усиление политического диалога. Название Соглашения было оговорено после того, как стало понятно его будущее содержание. И это название должно отражать экономическую интеграцию и политическую ассоциацию.

Что вы имеете в виду?

Чтобы объяснить лучше, я сошлюсь на пример в одном вопросе, который необычайно важен и является лучшим доказательством того, что Соглашение, о котором сейчас ведутся переговоры, выведет наши отношения на качественно новый уровень. Это вопрос усиления политического диалога и сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности.

Мы можем многого добиться, если сумеем сблизить наши политические позиции. А это достигается посредством более интенсивного, затрагивающего широкий круг вопросов диалога и практического сотрудничества, возможного, если мы будем руководствоваться общими ценностями и принципами. И это отображено в соответствующей части Соглашения. В том числе в таких сферах, как предупреждение конфликтов и кризис-менеджмент, борьба с терроризмом и региональная стабильность в наших общих странах-соседях.

Кроме того, это Соглашение приведет к значительному усилению нашего партнерства в вопросах юстиции и внутренней политики, поддержит внедрение хороших практик и переход Украины к международным стандартам и стандартам ЕС в вопросах секторального политического сотрудничества и углубленного сотрудничества в экономических вопросах.

Дмитрий Ярош, Дария Рябкова

Новини

16 Квітня 2024

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

Запоріжкокс сплатив до бюджетів понад 225 млн грн податків і зборів

Торговий дефіцит України за перші два місяці 2024 року становив понад 3 млрд дол

Україна вийшла з переговорів з судноплавства в Чорному морі, які вела з РФ та Туреччиною

ВСІ НОВИНИ ⇢