Укртранснафта сушит трубы

Публікації

В 2010 году транзит нефти через территорию Украины имеет все шансы упасть до самого низкого уровня за весь период независимости. Даже надежды "Укртранснафты" компенсировать потерю объемов за счет повышения тарифов на прокачку не оправдывают непрофессиональную работу менеджмента компании.

Согласно подписанному в последние дни декабря контракту между "Укртранснафтой" и российской "Транснефтью", последняя обязалась в 2010 году прокачать через Украину 15 млн т нефти в направлении центральноевропейских стран, а также 6 млн т – в направлении порта Южный. Итого – 21 млн т. Для сравнения: в 2009 году было прокачано 29,1 млн т нефти, а до этого худшими были показатели только 2002 года – 27,4 млн т. Специфика же текущего момента заключается в том, что катализатором нынешнего транзитного обвала стали преимущественно действия украинской стороны. Раньше потери объемов транспортировки были связаны, как правило, с тем, что Россия запускала тот или иной маршрут в обход Украины.

Сейчас российская "Транснефть" никаких новых направлений перекачки не открывала, зато "Укртранснафта" наступила на горло самой себе же, наглухо закрыв для транзита одну из двух отечественных нефтепроводных систем – Приднепровскую. Уже в четвертом квартале 2009 года по ней в направлении Одессы не проследовало ни одной тонны нефти, направляемой на экспорт российскими либо казахскими добытчиками, хотя до этого объем подобного транзита составлял примерно 1,2 млн т за квартал, а в 2008 году – почти 2 млн т за квартал.

Произошли подобные метаморфозы на трубе после того, как управление "Укртранснафтой" взяла на себя команда топ-менеджеров, работавших ранее на предприятиях группы "Приват". Они, не мешкая, заявили о невыгодности эксплуатации Приднепровских трубопроводов в обычном режиме, то есть когда нефть по ним течет с севера на юг. По словам председателя правления "Укртранснафты" Александра Лазорко, качать нефть на этом маршруте в направлении Одессы невыгодно, поскольку загрузка системы в 2009 году не превышала даже 15% ее мощности. Впрочем, по мнению специалистов Института транспорта нефти, такая оценка занижена, поскольку рассчитывалась на основании проектной пропускной способности системы. Однако с учетом перераспределения нефтяных потоков и старения линейной части реальная мощность Приднепровских нефтепроводов процентов на 30 ниже номинальной. Вот от последней цифры и следует плясать. А в этом случае получается, что уровень загрузки составлял 25-30%.

Но дело даже не в этом. Вместо того, чтобы прилагать усилия по увеличению процента загрузки, новое руководство избрало радикальный метод. Один из участков Приднепровских трубопроводов (между Одессой и Кременчугом) был реверсирован под поставку азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, контролируемый, кстати, "Приватом". Второй участок (Мичуринск-Кременчуг) – законсервирован, а 104 тыс. т находившейся там нефти выкачано и передано на вышеупомянутый завод. Над третьим же участком (Лисичанск-Кременчуг) навис знак вопроса, но не исключено, что через некоторое время "Укртранснафта" инициирует и его консервацию.

Выгоды от такого нефтемаршрутного передела не просто сомнительны. Их просто не существует. Физические потери на Приднепровском трубопроводном плече составят от 6 до 10 млн т перекачиваемой нефти в год. Даже если Кременчугский НПЗ выполнит обещанное и получит в 2010 году по реверсированной трубе все 3 млн т азербайджанского сырья, то это будет явно неравноценной заменой. Тем более, в свете новых тарифных изменений (о чем несколько ниже) прокачка нефти для внутренних нужд тарифицируется дешевле, чем прокачка транзитом. Зачем же "Укртранснафта" идет на такие жертвы? Ответить несложно: невзгоды ведь выпадают на долю государственной компании, а преимущества – фактически частной кременчугской "Укртатнафте" и отряду топливных трейдеров, обосновавшихся под зонтиком группы "Приват". Они лишили страну части доходов от нефтяного транзита, зато оптимизировали схему поступления сырья на Одесский НПЗ.

И еще один нюанс. По Приднепровским трубопроводам испокон веков ходила нефть для переработки на Херсонском и Одесском НПЗ. Ну, допустим, первый стоит, но одесситы вынуждены теперь получать ресурс по более длинному маршруту через Броды. Неправильно полагать, что это проблема исключительно российского "Лукойла", владеющего заводом в Одессе. Из-за такой рокировки "Укртранснафта" создает дополнительные сложности и самой себе, поскольку загрузка другой трубопроводной системы, на которой она оперирует ("Дружбы"), и так уже довольно плотная. Особенно это касается белорусского участка "Унеча-Мозырь", который в 2009 году был загружен примерно на 90%. Таким образом, при всем желании "Укртранснафта" технологически не сможет существенно увеличить объемы перекачки на украинском ответвлении "Дружбы". Максимальный его резерв – 1-2 млн т нефти в год.

Об этом свидетельствует и декабрьский контракт, подписанный с "Транснефтью". Кроме 21 млн т транзитных объемов, он предусматривает возможность транспортировки по "Дружбе" и около 2 млн т нефти для Одесского НПЗ, а также по 1,5 млн т российского сырья для двух западноукраинских НПЗ "Привата" – Дрогобычского и Надвирнянского. Правда, последние еще не договорились с конкретными поставщиками, но если это произойдет, то на маршруте "Унеча-Мозырь-Броды" нефти будет так тесно, как в Киеве в час пик, а на Приднепровских нефтепроводах так пусто, как в Жмеринке в час ночи. Подобный дисбаланс потоков вряд ли можно считать нормальным состоянием дел в нефтетранспортной отрасли. Тем более, он ослабляет финансово-экономический иммунитет не только "Укртранснафты", но и двух крупнейших нефтепортов страны – Одесского и Южненского.

Впрочем, свои финансовые проблемы "Укртранснафта" (как минимум в 2010 году) уже решила. Согласно последним договоренностям с "Транснефтью", с 1 января тариф на транзитную прокачку по территории увеличится в среднем на 23% – до 1,3-1,35 долл. за транспортировку тонны нефти на 100-километровое расстояние. Это соответствует расценкам в соседней Словакии и Чехии, что примерно на 40% больше, чем было до сих пор в Белоруссии (Минск тоже намекает на необходимость поднятия тарифов), а также в два с лишним раза больше, чем на некоторых маршрутах внутри Украины. При этом плату с грузоотправителей "Укртранснафта" теперь будет брать в евро. Таким образом, перекачка тонны нефти по системе "Дружба" от украинско-белорусской границы до порта Южный обойдется в 6,5 евро, до границы со Словакией или Венгрией – в 6,6 евро.

Вопреки некоторым негативным прогнозам, ни "Транснефть", ни российские нефтеэкспортеры не особо протестовали против такого повышения расценок. Лишь слегка повозмущались для проформы. Тем не менее до очередного энергоконфликта между Москвой и Киевом дело не дошло даже близко. Во-первых, в этом году Россия на энергетическом фронте затеяла нефтяную "войнушку" с Белоруссией. Во-вторых, все, кто мог соскочить с украинских трубопроводных маршрутов, это уже сделали, а тем, кто остался, просто некуда деваться. Для российского сырья, экспортируемого на НПЗ Словакии, Чехии, Венгрии, другого пути, кроме как через Украину, нет, и в перспективе не предвидится. Поэтому поставки на этом направлении (17-18 млн т нефти в год) можно считать своего рода стабилизационным фондом "Укртранснафты". Их потерять в обозримой перспективе почти невозможно. Хотя это не означает, что надо довольствоваться малым и пренебрегать другими перспективными направлениями прокачки.

Например, в 2008 году, после того как компания "Казмунайгаз" приобрела румынский нефтяной холдинг Petrom, вырисовывалась очень привлекательная модель сотрудничества с Казахстаном, при котором нефть из этой центральноазиатской страны по трубе переправлялась в Одессу, а оттуда морем переваливалась в румынский порт Констанца. Однако нежелание украинской стороны идти на уступки в вопросе трубопроводных и портовых тарифов свело на нет этот проект, и в настоящее время "Казмунайгаз" работает с морскими терминалами России или Грузии. Этот пример всего лишь демонстрирует, что варианты оживления приднепровского вектора транзита у Украины были. Но в "Укртранснафте", а также и в "Нафтогазе Украины" ими не воспользовались. Спишем это на просчеты в маркетинговой стратегии. Не можем ведь мы даже в мыслях допустить, что добросовестные сотрудники украинских нефтяных госкомпаний требовали от тех же казахов какое-то отдельное вознаграждение за транзитную "зеленую улицу" для нефти из Казахстана.

Ярослав Ярош

Новини

22 Грудня 2023

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

Україна у 2023 році наблизилася до Європейського зеленого курсу

До декларації щодо гарантій безпеки для України приєдналася вже 31 країна

Енергоатом і американська Holtec планують створити спільне підприємство

Морський експорт компенсував втрати від блокади кордону з Польщею

Пірати захопили судно з прокатом південнокорейської Posco

Фінляндія розробила план щодо відновлення України 

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

ВСІ НОВИНИ ⇢