Жесткий прессинг

Публікації

Эксперты готовят группу "Приват" к жесткому прессингу со стороны правительства. Причиной конфликта государственных чинов с ФПГ является контроль Привата над крупными отечественными нефтегазовыми активами: компаниями "Укрнафта", "Укртатнафта", а также тремя нефтеперерабатывающими заводами. Представители группы уверены, что правительству не удастся вернуть активы в госсобственность. А вот эксперты уверены в обратном, вплоть до того, что Игоря Коломойского может постигнуть участь опального российского олигарха Михаила Ходорковского.

Исторически сложилось так, что в нефтяной отрасли Украины уже давно укрепилась группа "Приват", которая приложила максимум усилий для того, чтобы закрепить за собой ключевые нефтяные активы страны. Совладельцы группы долгое время вели борьбу за контроль над транснациональной компанией "Укртатнафта", которая владеет крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны – Кременчугским. Наращивая свой пакет акций процент за процентом, группа с середины 2007 года увеличила свою долю в Укртатнафте с 1,27% до 50,8%. В результате татарские акционеры были вытеснены из компании, а Приват стал ее полностью контролировать.

В крупнейшей нефтедобывающей компании страны "Укрнафта" Приват владеет 43% акций, 50%+1 акция принадлежит НАК "Нафтогаз Украины". Компания обеспечивает 75% национальной добычи нефти и газового конденсата. В НПК "Галичина", который эксплуатирует Дрогобычский НПЗ, Привату принадлежит 53,9% акций, 25% – Фонду госимущества Украины. Еще в одном нефтеперерабатывающем активе – ОАО "Надворнянский нефтеперерабатывающий завод "Нефтехимик Прикарпатья" – Приват владеет 72% акций. Контроль над прикарпатскими заводами группа получила посредством рейдерского захвата, переписав на себя акции группы "Континиум" и Watford Petroleum Ukraine.

Прикарпатские заводы Привата очень долгое время простаивали или работали на минимальную мощность. Проблема заключалась не только в критическом износе основных фондов, но и в поставках нефти на предприятия. Оба эти фактора взаимосвязаны, ведь чтобы получить банковский кредит на модернизацию заводов, финансовым учреждениям необходимо было предоставить гарантии окупаемости в виде стабильных поставок сырья на заводы. Этого можно было достичь лишь после перевода нефтепровода Одесса – Броды в аверсный режим. Именно в непосредственной близости от него и находятся прикарпатские НПЗ.

Однако когда нефтепровод Одесса – Броды наконец был запущен в аверсном режиме, глаз на прикарпатские НПЗ положило правительство. В принципе, это логично, так как усилия для загрузки нефтепровода приложило именно правительство. И неудивительно, что Кабмин решил прибрать к рукам нефтяные компании и перерабатывающие заводы, которые к тому же были приобретены группой "Приват" не совсем рыночными методами. Однако для старта программы по отъему имущества у Привата требовался повод. И такой повод правительство придумало.

В частности, на днях министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что правительство не устраивают финансовые показатели ОАО "Укрнафта". "Поэтому мы возобновляем переговоры с частными акционерами. И если потребуется, проведем кадровые изменения", – заявил министр. Это можно считать началом государственной кампании против группы "Приват" в нефтяном секторе. Намерения государства следует расценивать как очень серьезные, потому что для этого есть ряд обстоятельств.

Во-первых, это создание государственной вертикально интегрированной нефтяной компании. Другими словами, возможно появление аналога НАК "Нафтогаза", чьи активы можно будет легко перевести в новую ВИНК при форс-мажорных ситуациях. А во-вторых, учитывая переговоры Газпрома и Нафтогаза о слиянии компаний и создании совместных предприятий, форс-мажора следует ожидать в очень скором будущем.

Таким образом, Ю.Бойко прямо намекнул И.Коломойскому и Геннадию Боголюбову, что в ближайшем будущем будет проведена ротация на руководящих постах ряда нефтяных активов, и у руля встанут уже не приватовские менеджеры. В итоге Приват полностью утратит контроль в этом секторе. По словам Ю.Бойко, правительство нацелилось на все активы группы "Приват". "Мы рассматриваем направления реформирования отрасли и создание вертикально интегрированной компании, которая объединит активы в добыче, переработке, продаже", – сказал министр.

Эксперты считают, что у Министерства энергетики и угольной промышленности есть все основания для критики менеджмента Укрнафты. Так, за 9 месяцев текущего года объемы добычи нефти и газового конденсата компанией резко снизились: нефти и газового конденсата – на 12,9%, до 1,89 млн тонн, природного газа – на 17,6%, до 1,87 млрд куб. м. Однако эксперты объясняют это тем, что истощенность запасов месторождений, на которых работает Укрнафта, в отдельных случаях равна 75-80%.

Причины внезапного решения правительства о создании вертикально интегрированной компании ряд экспертов объясняют еще и тем, что Нафтогаз совсем недавно проиграл судебный спор RosUkrEnergo и в балансе НАК образовалась газовая дыра. "Намного больше, чем создание ВИНК, Бойко нужен газ "Укрнафты". В настоящее время Укрнафта располагает 7,09 млрд куб. м газа в подземных хранилищах. И успешно борется с инертными юристами НАК "Нафтогаз Украины", выигрывая суды за судами. Так, в сентябре 2010 Высший хозсуд разрешил Укрнафте использовать 1,05 млрд куб. м газа из этого объема для поставок приватовскому Днепроазоту. 26 ноября Хозсуд Киева санкционировал поставку 157,5 млн куб. м газа Укрнафты из ПХГ для промпотребителей. На протяжении всего 2010 года Укрнафта отказывалась продавать добытый газ НАК "Нафтогаз Украины", мотивируя это заниженной ценой на топливо", – поясняет эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Укрнафта ежегодно добывает более 3 млрд куб. м газа. По мнению эксперта, учитывая "дыру" в газовом балансе страны, которая образовалась после возврата RUE 12,1 млрд куб. м газа, Минэнерго намного дешевле было бы взять под контроль своенравных менеджеров Укрнафты, чем покупать газ у Газпрома по рыночной цене в 2011 году. "Тем более что в 2011 году на недостающие объемы свыше оговоренных 40 млрд куб. м 30% "харьковская" скидка не распространяется", – напомнил Д.Марунич.

Эксперт предполагает, что анонсированная Ю.Бойко атака на Укрнафту связана не только с планами создания полноценной ВИНК, о которой мечтали чиновники с конца 1990 годов. "Приват, по сути, уже создал ВИНК, получив контроль над Укрнафтой, Укртатнафтой (не в последнюю очередь благодаря компромиссу с Ю.Бойко на собрании акционеров 14 июля 2010), "Нефтехимиком Прикарпатья", "Галичиной", Укртранснафтой, многочисленными нефтебазами, 1,5 тыс. АЗС и Одесской нефтеперевалкой. Поэтому днепропетровских парней будет очень непросто убедить в необходимости вернуть часть активов государству. Разве что намекнув Игорю Коломойскому о возможности кардинального изменения его жизненного пути по примеру г-на Ходорковского", – говорит Д.Марунич.

Эксперты считают, что если Ю.Бойко получит одобрение (или, по крайней мере, гарантии невмешательства) со стороны "старших товарищей", у И.Коломойского и его бизнеса могут возникнуть проблемы. "На подходе в парламенте законопроект №6504 о снижении до 50% кворума при проведении собрания акционеров. Вступление в силу этого закона выбивает из рук приватовцев основной козырь, который позволял им неоднократно срывать собрания акционеров Укрнафты и не допускать принятия невыгодных решений, в том числе о смене менеджмента", – рассказывает Д.Марунич.

Несмотря на подобную решительность, у правительства все же могут возникнуть проблемы с Укртатнафтой, а именно – с Кременчугским НПЗ. Группа "Приват" в случае атаки правительства на их нефтяные активы может вывести из ПАО "Укртатнафта", которое оно уже долгое время успешно банкротит, имущественный комплекс Кременчугского НПЗ и успешно продать его. Как вариант, правительство может выкупить у Привата не только Кременчугский НПЗ, но и Дрогобычский и Надворнянский заводы. О возможной продаже этих предприятий уже неоднократно заявлял Г.Боголюбов.

Серьезность намерений правительства относительно атаки на нефтяные активы группы "Приват" не стоит недооценивать. Ведь это только на первый взгляд кажется, что решение о создании государственной ВИНК является внезапным. Однако если тщательно проанализировать ситуацию, то можно прийти к выводу, что правительство готовилось к данному решению достаточно серьезно. Об этом говорит ряд фактов.

Первый факт – это, естественно, загрузка нефтепровода Одесса – Броды и запуск его в аверсном режиме, что позволяет загрузить два прикарпатских НПЗ. Вторым фактом являются договоренности с Азербайджаном относительно гарантий полной загрузки нефтепровода. На днях Ю.Бойко заявил, что Азербайджан предложил поставить по нефтепроводу Одесса – Броды до 8 млн тонн нефти в год в прямом направлении. Согласно определенной информации в 2011 году нефтепровод будет загружен на полную мощность, то есть в направление Бродов будет транспортировано 14 млн тонн нефти в год. Азербайджан из этого объема поставит 5 млн тонн на белорусские НПЗ, 3 млн тонн – на Дрогобычский и Надворнянский НПЗ. Еще 6 млн тонн нефти будет экспортировать Венесуэла на белорусские НПЗ.

Кроме того, решение о создании государственной нефтяной ВИНК дает ответ на еще один вопрос. Незадолго до этого НАК "Нафтогаз Украины" обратилась в Антимонопольный комитет с просьбой предоставить разрешение на приобретение 100 автозаправочных станций в Украине. Эксперты задавались вопросом о том, зачем Нафтогазу немалая сеть автозаправочных станций, если у компании нет добывающих активов, например, как у Укрнафты. А также: кто выступит продавцом такой большой сети АЗС? Теперь ответы на вопросы получены. Это свидетельствует о том, что планы по возвращению контроля над Укрнафтой и рядом активов Кабмин подробно разрабатывал уже достаточно давно.

А необходимость приобретения контроля над прикарпатскими нефтеперерабатывающими заводами зависит от еще одного обстоятельства – от решения России отменить пошлины на нефть, поставляемую в Беларусь. Этого следовало ожидать, хотя причин для столь внезапной отмены пошлин у России после громкого скандала на высшем уровне не было. Россияне объясняют факт отмены вступлением Беларуси в ЕЭП. Однако, если на данное решение России посмотреть с другой стороны, то можно понять, что Украина является для России наивысшим приоритетом, ради которого даже стоит забыть международный скандал с Беларусью. Речь идет о незаинтересованности России в экономической независимости Украины, в данном случае – нефтяной независимости.

После того как Украина наладила нефтяные отношения с рядом стран без участия России, Кремль поспешил "исправить! ситуацию отменой пошлин для Беларуси. Александр Лукашенко обещает принять решение относительно импорта российской нефти в канун Нового года. Что окажется важнее для белорусского президента: его договоренности с Венесуэлой, Азербайджаном, Украиной или стремление "быть помилованным" Кремлем, – покажет время.

Однако при отказе Беларуси транспортировать нефть через Украину, у Кабмина есть альтернатива – о своем желании потреблять азербайджанскую нефть уже заявили поляки. Поэтому весь объем азербайджанской нефти, предназначенный для Беларуси, с успехом можно перенаправить в Польшу и далее в Европу, а также загрузить и украинские заводы. И тогда, в случае нового российско-белорусского конфликта, А.Лукашенко будет непросто "втиснуться" в поставки нефти по нефтепроводу Одесса – Броды.

Единственной проблемой в нефтяной схеме для Украины могут стать "внезапные" трудности у Азербайджана. Причиной их возникновения могут оказаться российско-азербайджанские переговоры на высшем уровне, ожидать которых следует в ближайшем будущем.

Тарас Жирош

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

ВСІ НОВИНИ ⇢