Мы связываем большие надежды с председательством Польши в ЕС

Точка зору

В январе 2011 года состоится первый визит президента Виктора Януковича в Польшу. Посол Украины в Польше МАРКИЯН МАЛЬСКИЙ предпочитает не обращать внимания на снизившуюся частоту межгосударственных контактов и утверждает, что взаимоотношения двух стран остаются стратегическими. Об этом, а также об ожидаемых результатах сотрудничества Киева и Варшавы посол рассказал специальному корреспонденту Ъ СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО.

– В отличие от предыдущего президента Виктора Ющенко, бывавшего в Польше несколько раз в год, нынешний глава государства никак не найдет время посетить Варшаву. Когда все-таки состоится его визит?

 

– Визит запланирован на конец января следующего года, рассматриваются даты 24-25 января. А перерыв в личных встречах президентов Украины и Польши был обусловлен прежде всего трагедией под Смоленском, когда погибла значительная часть польской политической элиты. Кроме того, я напомню, что президенты Виктор Янукович и Бронислав Коморовский уже встречались в Ялте 29 октября.

 

– На днях на совещании послов господин Янукович назвал с десяток ключевых стран-партнеров, не упомянув Польшу. Похоже, значение Варшавы для Киева снижается.

 

– Я бы не делал такого вывода. Ключевым приоритетом для Украины является Евросоюз, а ключевая цель – вступление в ЕС, об этом в ходе совещания говорилось десятки раз. А Польша – самый надежный партнер в этом вопросе, который может донести наше мнение до Евросоюза. Давайте оценим инициативы Польши, касающиеся взаимодействия ЕС с восточными партнерами. Исходя из этого, я все же считаю наши взаимоотношения с Польшей не просто важными, а стратегическими.

 

– Но поляки сами говорят об определенной усталости от роли адвоката Украины. Период безусловной поддержки, которую демонстрировал президент Лех Качиньский, закончился.

 

– Президент Бронислав Коморовский и премьер Дональд Туск, действительно, более прагматичны. Тем не менее Польша под их руководством реализует много конкретных мероприятий и инициатив, поддерживающих Украину на пути в ЕС. Например, без усилий польских политиков и дипломатов нам было бы невероятно трудно получить план действий безвизового режима на ноябрьском саммите Украина–ЕС. И мы связываем большие надежды с председательством Польши в Европейском совете во второй половине 2011 года.

 

– После вступления в силу Лиссабонского договора вес страны-председателя существенно снизился. Какие возможности влияния на политику ЕС остались у Польши?

 

– Конечно, наивно надеяться, что Польша сможет провести нас через бюрократические механизмы ЕС, если мы сами не будем выполнять свою часть работы. Но Польша сможет поставить на повестку дня украинские вопросы в период своего председательства в ЕС. Наша задача – так подготовиться к этому моменту, чтобы Польша могла спокойно выходить на европейскую арену и отстаивать наши интересы.

 

– В каких сферах вы рассчитываете на успех?

 

– Перед нами на этот период поставлены три задачи. Первая – выполнение дорожной карты безвизового режима, что позволит Польше поднять вопрос отмены виз в период своего председательства. Вторая – завершение переговоров по зоне свободной торговли (ЗСТ). Третья – подписание соглашения об ассоциации с ЕС, частью которого станет ЗСТ. Это реальные задачи. Чтобы их выполнить, нужна лишь политическая воля руководства страны. А она на сегодняшний день есть.

 

– Даже если предположить, что мы выполним дорожную карту в 2011 году, ЕС технически не успеет отменить визы до Евро-2012. Какие пути решения проблемы вы видите?

 

– Мы отрабатываем несколько механизмов, позволящих облегчить пересечение границы. Мы помним те времена, когда Украина и Польша совместно проводили пограничный и таможенный контроль. Со вступлением Польши в Шенгенскую зону эта практика прекратилась, но мы хотим ее восстановить, и Польша поддерживает нашу инициативу. Есть также предложение организовать специальные "зеленые коридоры" для болельщиков или же сделать так, чтобы визой для въезда в Польшу был билет на матч. Но официальных консультаций по последней инициативе мы еще не проводили.

 

– У Украины отрицательное сальдо торгового баланса с Польшей. На встрече с послами премьер-министр Николай Азаров сказал, что будет оценивать диппредставительства по этому показателю. Когда вы планируете "выйти в ноль"?

 

– Да, сальдо действительно отрицательное, но нет смысла говорить о недопустимости дефицита баланса с каждой отдельной страной. Теоретически возможно, что, исходя из структуры товарооборота, Украине выгоден дефицит торговли с Польшей и он покрывается за счет профицита в других странах. Тем не менее наблюдается положительная тенденция: за последний год темпы роста украинского экспорта в Польшу выше, чем импорта.

 

– Еще один критерий оценки эффективности посольств – динамика роста инвестиций в Украину. Каковы ваши успехи на этом направлении?

 

– Нефтяная компания Orlen заявляет о готовности инвестировать в поиск и разработку нефтяных месторождений в Украине. Этот проект может быть наиболее масштабным. Один из крупнейших польских бизнесменов Ян Кульчик уже начал работу по разведке газовых месторождений в Полтавской области. Перед выездом в Киев я встречался с представителями действующих в Украине крупных инвесторов – компаний Cersanit и Barwinek. Они утверждают, что готовы наращивать инвестиции и хотели бы открыть вторую-третью линии действующих производств. Их останавливает лишь одно: капитал по своей природе труслив, ему нужны гарантии, которые в нашем государстве долгое время отсутствовали и отсутствуют до сих пор. Но я вижу, что ситуация начинает меняться. Например, поляки положительно восприняли принятие украинским парламентом Налогового кодекса. Для них важно, чтобы налоги платили все, чтобы условия ведения бизнеса были одинаковы для всех.

 

– Кстати, в Польше есть "упрощенцы"?

 

– Есть. В каждом государстве есть перечень видов деятельности и норма прибыли или оборота, при которой разрешается упрощенное налогообложение. Это не является проблемой. Поляков беспокоят три вещи. Во-первых, им нужны справедливые суды, чтобы польская фирма, у которой возникли проблемы, могла рассчитывать на честное решение суда. К сожалению, этого нет, но это должно появиться, когда будет проведена судебная реформа. Во-вторых, им нужна прозрачность решений по возврату НДС, чтобы налог возвращали равномерно всем участникам рынка. В-третьих, честная конкуренция и предсказуемость власти. Поляки хотят чувствовать, что даже смена правительства не повлияет на правила игры.

 

– Ожидаете ли вы притока инвестиций за счет размещения украинских компаний на Варшавской фондовой бирже?

 

– В этом году там дебютировали две украинские компании – "Агротон" и "Милкиленд", минимальный инвестиционный портфель составил более $100 млн. Ведутся переговоры о выходе на IPO еще нескольких компаний, наиболее успешно размещение проводят производители сельхозпродукции. На завершающем этапе – переговоры о размещении акций двух компаний, при этом одна из них планирует разместиться уже до конца текущего года. Кстати, когда это произойдет, мы получим право создать украинский сегмент Варшавской биржи.

 

– Расскажите о проблемах на Fabryka Samochodow Osobowych (FSO), которую контролирует компания "Укравто".

 

– Предприятие в тяжелом положении, поскольку американско-корейская General Motors (GM) перестала размещать у них заказы. Очевидно, GM на завод не вернется – концерну выгоднее производить автомобили в Корее, которая недавно подписала договор о зоне свободной торговли с ЕС. Сейчас владельцы FSO ведут переговоры с инвесторами, и, насколько я проинформирован, наиболее реально сотрудничество с Китаем. Китайцам важно получить доступ на рынки ЕС. Но есть проблема. В ЕС действуют очень высокие стандарты для производимых автомобилей – технические, экологические. Китайская сторона пока не готова обеспечить соблюдение таких стандартов и просит полтора-два года переходного периода, обещая за это время довести качество автомобилей до нужного уровня. А пока идут переговоры, ситуация остается сложной. Более 1500 из 2000 сотрудников FSO получили официальное предупреждение о том, что в марте они будут уволены, если до того момента компания не найдет инвестора. Правда, социальный аспект смягчается тем, что им выплатят зарплату едва ли не за весь следующий год. Польское правительство не готово предоставить заводу финансовую помощь. Еще одна проблема связана с тем, что фабрика занимает около 100 га земли, а мэрия Варшавы подняла арендную плату и также не хочет идти на уступки.

 

– Вам известно, кто является конечным владельцем активов компании ISD Polska после вхождения инвестора в группу ИСД?

 

– Это не задача посла – разбираться в структуре собственности. "Индустриальный союз Донбасса" не требует помощи посольства, они выполняют все инвестиционные обязательства, несмотря на смену собственника группы. Все проблемы, существовавшие на судоверфи в Гданьске, также сняты.

 

– На днях ISD Polska закрыла сделку по продаже трубного завода, входившего в состав Huta Czestochowa. Планируется ли дальнейшая продажа активов?

 

– Сейчас собственники думают над тем, что дальше делать с активами. Уверен, они выберут лучший, наиболее экономически обоснованный путь выхода из ситуации.

 

– И все же, расскажите об ожидаемых итогах январского визита Виктора Януковича в Польшу.

 

– По итогам визита будет подписана дорожная карта сотрудничества Украины и Польши на 2011-2012 годы, где будут зафиксированы четкие задачи и четкие сроки их выполнения. В Варшаве запланирован бизнес-форум с участием двух президентов, где представители бизнеса расскажут о препятствиях, мешающих их работе. Еще одна амбициозная мечта – в присутствии глав государств завершить процесс передачи Украинского дома в Перемышле в собственность украинской общины.

 

Интервью взял Сергей Сидоренко

Новини

29 Січня 2024

МАГАТЕ провело інспекцію на Південноукраїнській АЕС

Німецький Rheinmetall побудує новий завод із виробництва боєприпасів

У китайський річці Янцзи затонуло судно з вантажем російських слябів

Бразилія оштрафувала Vale, BHP та Samarco на 9,7 млрд дол

Тариф на електроенергію для населення хочуть підвищити до 6 грн

Німецькі заводи ArcelorMittal отримають від уряду 1 млрд євро на декарбонізацію

Укргідроенерго отримає від ЄБРР кредит на 200 млн євро

З початку війни Україна отримала 73,7 млрд дол бюджетної підтримки

У питанні бронювання робітників підприємств треба знайти баланс – Шуляк

У минулому році Тайвань збільшив імпорт металобрухту на 17,4%

Європа значно відстає від своїх екологічних цілей – аналіз

В Єгипті можуть скасувати антидемпінгові мита на сортовий прокат

Ціни на житло в Україні зросли на 16%

Енергосистема України працює без дефіциту

Дунайське пароплавство збільшить перевезення залізної руди до 1,5 млн тонн на рік

У 2023 році В’єтнам збільшив експорт сталі на третину

ВСІ НОВИНИ ⇢