Кошелек дороже денег: Нацбанк из регулятора превращается в донора

Публікації

Тайное становится явным: очередное обострение схватки за контроль над НБУ частично дезавуировало скрытые мотивы войны за главенство в здании на Институтской. Регулятор из «независимого органа» окончательно превратился в плацдарм для «нулевого» тура президентских выборов, исход которых во многом зависит от финала борьбы за кресло Владимира Стельмаха. Поэтому заинтересованные лица денег на пикировки не щадят. Расплачивается основной донор – промышленность, теряя вместе с прибылью шанс быстрого выхода из кризиса.

Иллюзия страха

Новый виток околонацбанковских споров вышел за рамки кулуарных торгов еще до Нового года, но с первых недель 2009-го резко возросли в объемах выбросы эмоций. В результате непосредственные фигуранты, отбросив осторожность, обменялись резкими фразами, отголоски коих проникли сквозь толстые стены Секретариата президента. Латентный старт был дан 9 января, когда представители руководства НБУ заявили, что не станут выполнять Госбюджет-2009, поскольку документ угрожает экономической стабильности, в частности, первым следствием реализации положений «главной сметы страны» может стать ускорение темпов инфляции. Ответная реакция последовала несколько дней спустя, в разгар газового конфликта. Внешне все благопристойно и логично: падающая гривна – усиливающийся спад – долларовая лихорадка – Стельмаха к ответу. С первых же торговых дней 2009 года (5 и 6 января, 8 января и т.п.) американская валюта рванула вверх и пересекла отметку в 9 грн. на межбанке, что спровоцировало взлет цен на «наличке» до 10 грн., так что повод для возобновления дискуссий о Нацбанке был, и достаточно удобный. В пленарную неделю 12-16 января активизировала свою деятельность специальная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию деятельности руководства НБУ, которой удалось добиться от депутатского корпуса решения о временном отстранении Владимира Стельмаха от занимаемой должности.

Теперь – внимание. Соответствующее постановление было принято15 января, а 13 января в здании на Банковой состоялось любопытное рандеву: министр финансов Виктор Пинзенык чуть ли не в приказном порядке требовал от НБУ выкупать правительственные облигации госзайма с целью погасить дефицит Пенсионного фонда в размере 5,5 млрд грн. Были и намеки, что, дескать, неплохо бы и коммерческим банкам принять участие в судьбах пенсионеров. Обсуждалась и возможность допэмиссии. Присутствовавший при разговоре глава государства, в ответ раскритиковал деятельность Минфина, а вот глава НБУ вел себя крайне сдержанно. Тезисы дискуссии выплеснулись в виде заявлений Президента о том, что «по такому бюджету невозможно жить», НБУ, представители коего до сих пор охотно делились с гражданами своими соображениями, промолчал. А премьер с 14 января усилила давление на Нацбанк через парламентскую комиссию, председатель которой является членом проправительственной фракции БЮТ. Буквально за несколько часов до вынесения решения Владимир Стельмах уходит в отпуск на неопределенный срок и, по последней информации, отбывает в Вену.

Демарш главы НБУ моментально обрастает версиями. Основные таковы: уход от отставки, отдых (надо понимать, пауза), подыгрывание сразу двум участникам схватки (Президенту и премьеру), концентрация сил для решающего раунда. На поверхности – празднование юбилея (18 января). Юлия Тимошенко могла бы быть довольной, все-таки нагнала страху.

Но не зря Банковая славится своими длинными ходами.

Предвыборные счеты

Взамен сомнительного полузавоевания Нацбанка (и.о. главы НБУ пока является Анатолий Шаповалов, человек, по слухам, близкий к деловым кругам из БЮТ) Юлия Тимошенко потеряла Госбюджет, а вкупе с ним – удобный трамплин для президентской гонки. То есть, разумеется, документ имеется и даже действует, однако, он настолько несбалансирован, что первые же недели жизни по этой «финансовой Конституции» разом выявили пышный букет проблем. Во-первых, резкое сокращение поступлений в общий фонд госбюджета. Согласно той информации, которую озвучил Виктор Пинзенык на встрече с Виктором Ющенко и Владимиром Стельмахом, объем притока денежных средств составляет всего 10% от запланированного, что, соответственно, ставит под угрозу финансирование так называемых защищенных статей расходов Госбюджета. Особо ощутимым было обмеление «ручейка» с Гостаможни, а также снижение сумм отчислений в «государеву казну» экспортеров.

Неприятная ситуация фактически декларирует нереальность заложенных в него макропоказателей. В частности, инфляция по итогам 2008-го (заметим, начало кризиса) составила 22,3%, а в бюджете на 2009 год заложен показатель в 9,5% (индекс цен производителей 12%), и это при том, что даже самые упорные оптимисты прогнозируют рост показателя, как минимум, до 17%. Сдерживающим фактором, в данном случае, станет ограниченный объем денежной массы (замораживание соцвыплат, зарплат и т. п), но не исключено, что маховик раскрутится вследствие обширной эмиссии, без которой выполнение главного финансового документа срывается.

Острая нужда в деньгах спровоцировала атаку премьера на НБУ, причем обстоятельства сложились таким образом, что Юлия Тимошенко даже пожаловала в ВР, где и постаралась лично привлечь депутатский корпус на свою сторону. Однако попытки подмять под себя регулятора предпринимались еще летом, следовательно, нереальный бюджет – всего лишь повод. Причина кроется в ином.

Президент Украины до сих пор отчаянно защищал Нацбанк. Что характерно, он практически никогда не отстаивал конкретно Владимира Стельмаха, предпочитая в ответ на каждую порцию обвинений требовать стабилизации курса. Но, ни полускрытые, ни явные призывы ввести гривну в разумный «коридор» успеха не имели. Вряд ли глава НБУ стал бы так подставлять своего соратника. С другой стороны, немало операторов валютного рынка уверены в том, что спекуляции имели место быть, тем более, с октября по январь ни один представитель регулятора не дал внятного объяснения, почему «скачут» курсы. Зато обвал национальной валюты позволял Виктору Ющенко и его Секретариату сколь угодно долго критиковать правительство, апеллируя к широким массам. Учитывая соотношение рейтингов главы НУ-НС и лидера БЮТ, мера отнюдь не излишняя. Заметим также, что, несмотря на жесткую околобюджетную риторику, Президент подписал документ, в котором немалые (с учетом кризиса) средства выделены на расходы, в которых глава государства в силу многогранности натуры, крайне заинтересован (в частности, мемориал в память жертв Голодомора и «Мыстецький Арсенал»).

Задабривая своего патрона, Юлия Тимошенко не учла главного: старта «нулевого» тура президентских выборов. Именно поэтому Владимир Стельмах, судя по всему, был предупрежден о решении ВР и сыграл на опережение, уйдя в отпуск (согласно трудовому законодательству, нельзя уволить человека, пребывающего в отпуске), а премьер лишилась важнейшего аргумента в ответ на критику экономических шагов правительства. В кулуарах ходят упорные слухи, что Юлия Владимировна, осознав картину и перспективу, рада была бы сама уйти в отставку (и, мол, БЮТовцы негласно предложили ПР и КПУ свои голоса), но сделать это ей необходимо красиво, с шумом-шиком, дабы обеспечить прочную аргументационную базу для предвыборной риторики. Несбалансированный госбюджет, в таком случае, достается в качестве бонуса преемнику Юлии Тимошенко, и она бы не без интереса наблюдала, как оный документ выполняется. Но! Обеспечить себе прочные позиции в грядущей борьбе реально только в том случае, если держать в руках Нацбанк. Именно эта мотивация выглядит достаточно реальной, чтобы быть правдивой. Важность контроля над НБУ такова, что через ВР «продавливается» законопроект, согласно которому усиливается контроль парламента за деятельностью регулятора, а депутатский корпус получает в свое распоряжение рычаги влияния на учреждение в «пряничном домике», в частности, выражение главным законодательным органом страны недоверия главе НБУ обязывает Президента подать представление о его отставке. О том, что намерения у Юлии Тимошенко самые серьезные, говорит и принятие решения по закону о временных следственных комиссиях, открывающему прямую процедурную дорогу к импичменту Президенту.

Гривна "пляшет белый танец"

Ответ Виктора Ющенко был весомым: Президент подсек премьера на газовом поле, выступив под Рождество с критикой цен на энергоноситель, которые обсуждала украинская делегация с «Газпромом». Переговоры были сорваны, внятных причин (Виктор Андреевич заявил лишь о ежегодных 500 млрд долл. потерь от низкого тарифа на транзит), кроме как подкосить премьера, не просматривается. Публично отвергая цены в 250 долл., Президент предполагал реакцию российской стороны.

Но, во-первых, некоторые данные (кстати, озвученные Владимиром Путиным в виде намеков и прямых обвинений) свидетельствовали о личной заинтересованности некоторых украинских высокопоставленных лиц в консервации нынешней схемы газопоставок, во-вторых, Президент ожидал словесной истерики, но не завинчивания вентиля. Цена газа не озвучивается (по состоянию на 18 января), а вот скидка в 20% говорит о многом. Прежде всего, о том, что украинскому премьеру удалось найти сторонников в российской столице или о хитром приеме имитации желаемого, поскольку выторговать скидку – значит, дать украинской промышленности относительно недорогой газ. Кроме того, атака Банковой частично отбита, потому что высокая цена на газ полностью хоронит любые попытки выполнить бюджет, без чего война за Нацбанк теряет смысл. На первый взгляд, тема НБУ должна быть «спущена на тормозах».

Однако, она как раз «газует». Моментально после отхода Владимира Стельмаха от руля регулятора доллар спускается вниз, а гривна к концу недели укрепляется более чем на 50 коп. (как на межбанке, так и на наличном рынке). Снижаются цены и на доселе высокий евро. Процесс сопровождается сдержанными комментариями, но если сопоставить достаточно нервные реплики Юлии Тимошенко о реальном, экономически мотивированном курсе (6-6,50 грн.), то становится понятно, что формируется дополнительный аргумент в пользу как ротации руководства НБУ, так и успешности деятельности премьера, а также косвенно подтверждается версия о спекуляциях.

Судя по тому, что Президент пока не принял кадрового решения и никак не прокомментировал ситуацию на валютном рынке, он не намерен «сдавать» главу Нацбанка, тем более, под явным давлением правительства и парламента. Значит, должен состояться еще один раунд схватки. Если, разумеется, Владимир Стельмах не откажется от участия в процессе.

По некоторым данным, он не зря уехал в Вену. Маршрут главы НБУ мог быть просто путешествием в любимый город, как намекают в пресс-службе, однако, не исключено, что поездка посвящена реализации и иных целей. Например, переговоров с некоторыми представителями руководства Евросоюза (в интересах Виктора Ющенко, скажем, продолжение газового конфликта, иски к России и т.п.), или подготовки тылов для красивого отдаления от дел.

Тем временем, финансирует все эти страсти украинская промышленность и, скорее всего, предпринимателям придется привыкать к такому статусу, потому что и Президент и премьер заинтересованы в усилении своего влияния на экономические процессы. Причина довольно банальна: президентская гонка требует денег, они являются важнейшим фактором исхода борьбы, и не последний момент – кто будет распоряжаться «кошельком». Одно дело – иметь несколько источников финансирования, но не распоряжаться ими, и совсем другое, контролировать орган, оперирующий громадными суммами, и фактически единолично решать, куда и сколько.

Сейчас на мировом рынке металлов растут цены. Незначительно, правда (в среднем, на 2%, медь и никель), но сам по себе сигнал позитивный, особенно для украинского ГМК, все еще серьезно зависимого от внешней конъюнктуры. Высокая цена на газ вкупе с крепкой гривной лишают украинских поставщиков многих конкурентных преимуществ, а значит, усиливает зависимость от внутреннего рынка, которым почти в ручном режиме рулит именно правительство. Иными словами, отечественные промышленники лишаются шанса исправить ситуацию (за который, кстати, ухватились китайские производители). Сильная гривна также сокращает прибыль экспортеров и является одним из излюбленных инструментов регулирования командой Тимошенко ситуации на валютном рынке. Выполнение бюджета, в свою очередь, становится более реальным, поскольку рост курса гривны предполагает, как минимум, фиксацию расходов в пределах показателей, заложенных в «государственную смету».

А ситуация на валютном рынке складывается такая: искусственное управление курсом гривны, расширение разрыва между статичным официальным курсом доллара и динамичным рыночным и, наконец, резкое падение прогнозированности процессов в этой сфере. В ближайший год реального, экономически мотивированного курса национальной денежной единицы ожидать не стоит – неофициальная президентская гонка в разгаре, а НБУ в результате схватки уже превратился в инструмент перенаправления финансовых потоков в желаемом направлении.

***
Симптоматично, что среди тех граждан (в том числе и предпринимателей), которые отваживаются размещать свои капиталы в банках, растет доля доверяющих свои средства исключительно золоту. Если политические коллизии сохранят направленность, то весьма вероятными могут стать возвращение бартерных схем как приоритетных и уход среднего и мелкого бизнеса в тень. Что же касается крупного бизнеса, особенно промышленности, то довольно многообещающим выглядит намерение министра обороны передислоцировать часть состава Вооруженных Сил в восточные регионы, где, как предполагают многие социологи, высока вероятность социального взрыва. Массовые акции, как предполагают наблюдатели, могут привести к ротациям в высших эшелонах власти. Не исключен иной вариант: использование властью митингового (майданного) ресурса для реприватизации крупнейших промышленных объектов страны или введения «государственного капитализма».

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢