Фильм Всадник без головы, который за год посмотрели 52 млн зрителей

В августе 1973-го по всей необъятной Стране Советов к кинотеатрам выстраивались длинные очереди — на все сеансы отечественного вестерна по любимой млн книге Майна Рида "Всадник без головы". Барышни тонули в бездонных голубых глазах ирландца-мустангера, мужчины восхищались его крутостью и стилем, в моду вошли куртки с бахромой от скатертей, а дети во дворах играли в друга индейцев Мориса Джеральда и банду Эль-Койота. Все это обеспечило фильму Владимира Вайнштока кассовый успех и место в призовой тройке по итогам первого года проката.

А все начиналось со съемок Техаса в Крыму…

Краевед Владимир Килесса работал тогда в Белогорске секретарем райисполкома и негласно курировал обеспечение комфортных условий для работы киношников, помогал с питанием.

"Сначала в город приехал ленфильмовский директор картины "Всадник без головы» по вопросу расселения с 1 июля съемочной группы, — вспоминает Владимир Григорьевич. — Договорившись, уехал. А за ним следом приехали мосфильмовцы и начали снимать фильм-сказку "Чиполлино", но в срок не уложились и гостиницу освобождать отказались. "Вайншток приехал, а гостиница занята, — продолжает краевед. — И более того — под "Чиполлино" заняли самую удобную площадку на Белой скале. Пришлось выкручиваться — теснить и расселять, а декорации "Ленфильма" мы решили разместить чуть левее скалы, внизу — в Красной балке".

Лошадей для съемок, по словам краеведа, везли из Подмосковья: "Красавцы разных мастей были очень дорогими. Владимир Петрович (режиссер. — Авт.) говорил, что если животное нечаянно упадет на съемках, то придется отдать 10 тысяч рублей".

Темнокожих рабов играли студенты-кубинцы — их каждый день из Симферополя на автобусе привозили, а военный оркестр набрали из местных — белогорцев. Они же снимались в эпизодах бала.

"После съемок все декорации были отданы колхозу за бесценок, — вспоминает историк. — Это были замаскированные под камень деревянные конструкции, поэтому колхозу было выгодно — доски-то всегда ценились".

За время съемок "Всадника" Килесса сдружился с Вайнштоком, и накануне нового, 1973 года получил от него из Москвы поздравительную открытку: "Хоть "Всадник без головы" — он все же будет помнить о посильной помощи оказанной Белогорским горсоветом и лично Вами в нашей работе".

Белая скала (Ак-Кая) с пиковой высотой 325 м над уровнем моря стала главной естественной декорацией в фильме. Под горой на своей крапчатой лошади Лилу каталась Луиза Пойндекстер, на ее вершине Зеб Стамп выследил Всадника без головы и там же в финале картины мустангер Джеральд Морис "разобрался" с подлым капитаном Колхауном.

ПОМЕСТЬЕ ЛУИЗИАНСКОГО ПЛАНТАТОРА РАСТЯНУЛИ ОТ БЕЛОГОРСКА ДО ЛИВАДИИ

Съемками в Белогорском районе не исчерпывается крымская география фильма. Игру в кольца, откровенный разговор Генри (Александр Милокостный) и Луизы (Людмила Савельева) Пойндекстеров снимали на поляне Воронцовского парка в Алупке. А часть асьенды — поместья луизианского плантатора — режиссер Вайншток присмотрел в Ливадийском дворце.

Одна из галерей Итальянского дворика стала местом расположения стола, где за завтраками собиралась семья Пойндекстеров. В кадре видны мраморные скамейки, кованые решетчатые ворота и сквозь них — фреска на часовне православной Крестовоздвиженской церкви. Основную же декорацию асьенды Каса-дель-Корво (Дом на излучине) — вдоль линии крымских тополей — с элементами мавританско-мексиканского стиля, а также 400-метровую улицу с перекрестком, судом и салуном Мигеля Диаса соорудили под Белой скалой.

На скале декораторы выстроили еще стены со сторожевой башней американского форта, но он всегда показан вдалеке, на заднем плане без подробностей, и некоторые зрители ошибочно думают, что киношники добрались тогда и до Судакской крепости.

Так, "с Крыму по нитке" и была соткана режиссером Вайнштоком условная реальность Техаса. Он, по сути, открыл для кинематографистов Америку в Белогорске. Позже там снимали почти все наши вестерны и комедии с индейцами и ковбоями: такие, как "Человек с бульвара Капуцинов", а также ленты, где нужны были "настоящие Штаты", например, телефильм "Мираж".

СТАЛИНСКИЙ ЛАУРЕАТ С ОПЕРНЫМ ПРОШЛЫМ

Для 52-летнего тогда Ивана Петрова, прекрасно сыгравшего роль Зеба Стампа, этот опыт чисто художественного фильма был первым и последним. До этого он снимался лишь в фильмах-спектаклях как солист Большого театра и дважды до этого был удостоен Сталинской премии.

ПОЮЩАЯ ЗВЕЗДА ТЕАТРА И КИНО КУБЫ

Кубинская красавица-актриса, 29-летняя тогда Эслинда Нуньес убедительно сыграла поющую роковую брюнетку Исидору Каварубио. Наши зрители в следующий раз увидели ее на экране через 13 лет в фильме "Капабланка" — и с ролью жены шахматиста она справилась блестяще.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ С ОСТРОВА СВОБОДЫ

Энрике Сантистебан, сыгравший двуличного Мигеля Диаса (он же главарь банды мексиканцев — Эль-Койот), задолго до этой экранизации Майна Рида прославился у себя на родине как Дон Ипполито, исполнив одну из главных ролей в кубинской версии фильма "Двенадцать стульев".

ЭСТОНСКИЙ СТРЕЛОК С ИНИЦИАЛАМИ "К.К."

Главного антигероя картины доверили сыграть эстонскому актеру с богатой в будущем советской киноисторией "пасторов, немцев и капитанов". Аарне-Мати Юкскюла к моменту съемок уже имел опыт стрелковой роли в революционном боевике "Свободны как птицы".

"ДВА МОИХ ДРУЖКА ПОТЕРЯЛИ ГОЛОВЫ"

Очевидцем съемок фильма "Всадник без головы" летом 72-го был крымский журналист Александр Рыженко. Он родом из Белогорского района, как раз из села Белая скала, в окрестностях которого режиссер Владимир Вайншток и организовал свой "Техас". Cаше тогда было 8 лет и он хорошо помнит, что из-за отсутствия в то время спецэффектов, съемочной группе приходилось долго ждать, когда же спустится туман. Эта мрачная таинственность нужна была для съемок лошади, везущей всадника без головы — сначала по верху скалы, а потом и с переходом на облака. "Переход" получился в результате комбинированных съемок и нехитрого монтажа.

"У многих возникали мысли, как же актеру удалось сыграть этого самого всадника без головы, — рассказывает Александр. — А играли его по очереди мои одноклассники, тогда им было лет по восемь. Голову втягивать им не приходилось — на ее уровне им просто накладывали бутафорcкие плечи. И самое страшное, что эти мальчишки повторили судьбу киногероя: один, когда был в выпускном классе, попал в аварию, и ему оторвало голову. А второму просто "снесло крышу" — он из тюрьмы не выходит".

Рыженко вспоминает, что в советские времена половина села, расположенного у подножья Белой скалы, регулярно участвовала в процессе производства фильмов. Народ забывал, что идет уборка клубники, персиков или яблок — все бежали играть в кино.

"Платили за это очень хорошо — по 10 рублей в день, — говорит он. — Естественно, когда был выбор — пойти с мамой собирать клубнику и заработать 5 рублей или поучаствовать в съемках и заработать в два раза больше — все выбирали кино. А так покрутишься среди режиссеров, и тоже в их среду хочется. Я даже в театральный институт имени Карпенка-Карого поступал, да попытки мои не увенчались успехом. Зато картина Вайнштока имела огромный успех. После ее выхода на экраны, местность Белогорья стали вовсю эксплуатировать киношники, выдавая за американские каньоны и прерии. Кстати, у нас поговаривали, что после того, как съемки завершились, одна из местных жительниц Белой Скалы — за пару месяцев до премьеры — родила сынишку, удивительным образом похожего на Олега Видова".

КОКОСЫ, МУЛЫ И ПУЛИ КОЛХАУНА

B фильме четко обозначено время и место происходящих событий: отвоеванный у мексиканцев Техас, 1850 год. И поскольку практически всю историю, за исключением каравана Пойндекстера и пожара в прерии (снимали в Азербайджане), разыграли в Крыму, то не обошлось без забавных ляпов.

Так, среди кактусовой растительности засушливого Техаса можно увидеть и кокосовую пальму, а вместо мулов, как описано в романе и должно по статусу богатому плантатору, фургон Пойндекстера запряжен волами. На приеме у Пойндекстера пьют за новый 28-й американский штат Техас — акцентируют камеру на дате "1850", при том что штатом он стал пять лет назад. Еще более забавным звучит высказывание одного из гостей, цитирующего генерала Шеридана: "Хороший индеец — мертвый индеец".

Однако Шеридан генералом станет только через 14 лет во время войны Севера и Юга. В финале картины, когда разоблачают капитана Кассиуса Колхауна, суду после вскрытия тела Генри Пойндекстера предъявляют две пули с его инициалами "К. К.", в то время как по-английски его имя пишется "Cassius Calhoun", и неизвестно откуда взявшийся кинжал со все теми же "К. К.".

Кстати, у Вайнштока Морис Джеральд, хотя и жениться на Луизе, но так и остается простым мустангером, а Майн Рид выписал более весомый аргумент для брака — мустангер оказывается баронетом, наследником богатой и знатной ирландской семьи.

Ковалева Ирина, Львовски Майк

МинПром

Новини

10 Травня 2024

Європейські металурги побоюються виникнення дефіциту металобрухту

ArcelorMittal розпочала будівництво електродугової печі на іспанському заводі

Україна може повернутись до графіків погодинних відключень електроенергії

Уряд виділяє понад 7 млрд грн на відбудову енергосистеми

Інфляція у квітні уповільнилась до 0,2%

Шмигаль заявив про складну ситуацію в енергетиці і закликав до економії

Виручка від експорту чорних металів наблизилась до 1 млрд дол

Бразилія скорочує експорт чавуну

Морським коридором експортовано 45 млн тонн вантажів

Практика вирішення спорів щодо трансфертного ціноутворення відбувається у несприятливих обставинах – експерт

Україна збільшила імпорт електроенергії на третину, експорт скоротився у 13 разів

Японська J-Power планує здати на металобрухт декілька вугільних блоків ТЕС

У ЄС проведуть повторне розслідування щодо імпорту китайського прокату з полімерним покриттям

В уряді обговорюють можливість підвищення тарифів на електроенергію

Таксі у Вінниці: Зручне та надійне перевезення у місті

Енергетики продовжили обмеження постачання е/е для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢