Пункт назначения

В столичном Доме актера основатель и единственный исполнитель театра "Миф" Михаил Фица показал монодраму Ярослава Стельмаха "Синий автомобиль".

Свой, возможно, лучший текст для театра — трагикомедию "Синий автомобиль" — драматург Ярослав Стельмах написал в начале 1990-х. И хотя к этой пьесе примерялись многие артисты, включая Богдана Ступку и Богдана Бенюка, сценическое воплощение она получила только в 1998 году благодаря режиссеру Игорю Славинскому и актеру Алексею Вертинскому.

Этот спектакль, объехавший за 15 лет десятки фестивалей и собравший множество наград и премий, до сих пор идет на камерной сцене киевского Молодого театра, а роль А — так зовут единственного героя этого драматического монолога — по праву считается одной из самых значительных в артистической карьере ее бессменного исполнителя.

Алексей Вертинский, который, кстати, начал репетировать эту роль в экстренном порядке, заменив чуть ли не за неделю до уже объявленной премьеры другого актера — нервного интроверта Валентина Троцюка, текстом Стельмаха был отнюдь не очарован, даже вступал с автором в перепалки, но в итоге — после всех конфликтов и споров — действительно создал маленький шедевр.

По крайней мере, сегодня именно Вертинский негласно признается эталонным медиатором авторского замысла, и, в общем, все, кто пытался совладать с этим на первый взгляд простым и понятным текстом после него, особых открытий не совершили. 

"Синий автомобиль" — пьеса автобиографическая, исповедальная и на самом деле очень хитро устроенная. Ее герой — писатель, терзаемый муками творчества. Процесс сочинения новой пьесы, поиска ее жанра, темы и персонажей буквально материализован. На наших глазах А мыслит вслух, выдумывая сюжет, который, по его мнению, будет актуален и интересен гипотетическим зрителям. Фантазия автора мечется, словно заяц под дулами охотников. Выдуманные им герои путаются и попадают во все более абсурдные ситуации, социологические и литературные клише теснит горячая публицистика, чужие цитаты соседствуют с доморощенными афоризмами.

Посреди этого безумия герой неожиданно начинает примешивать к вымыслу личные, иной раз очень интимные и болезненные воспоминания — о ссоре с матерью, смерти отца, обиде на младших брата и сестру. Собственно, этот гибрид бесшабашного гаерства и обжигающей лирики составляет главную жанровую сложность и ловушку этой необычной пьесы. 

В свое время Алексей Вертинский этот парадокс интуитивно очень здорово прочувствовал. Будучи эксцентриком по своей природе, он превратил монолог героя в поток абсурдистского словесного поноса, комедийное шоу, которое буквально обрушивалось, выворачивалось наизнанку, когда А начинал говорить о действительно важных вещах — семье, доме, памяти. Комик внезапно представал трагическим актером, лириком без кожи. 

В новой версии "Синего автомобиля", премьеру которой недавно показал создатель театра "Миф" артист Михаил Фица, этот принципиальный для Ярослава Стельмаха контраст, надо признать, выявлен не столь резко и умно. Когда герой, выйдя на сцену, неожиданно облачается в халат и ночной колпак, становясь похожим то ли на пародию на французских просветителей, то ли на какого-то гоголевского помещика, это поначалу кажется дерзкой и остроумной находкой.

Увы, подсказку режиссера Юрия Одинокого, названного в афише постановщиком спектакля, артист не слышит — без всякой иронии он принимается честно и рутинно изображать творческие муки: копается в корзине для бумаг, доставая из него скомканные листы, очевидно, с ранее отвергнутыми идеями; ставит на проигрыватель пластинку с ноктюрнами Шопена, видимо, демонстрируя, как музыка способна подстегивать литературное вдохновение; стремительно атакует клавиши печатной машинки.

Он, в отличие от Вертинского,— не эксцентрик, а лирик; густые гротескные краски попросту отсутствуют в его актерской палитре; авторскую самоиронию он не чувствует, за чистую монету принимая рождаемые воспаленной фантазией А перипетии с карабкающейся по пожарной лестнице в мансарду к гениальному художнику влюбленной в него докторшей или злоключениями канадского бизнесмена, оказавшегося на койке в коридоре районной больницы. 

Впрочем, интимные места "Синего автомобиля" Михаил Фица определяет безошибочно, и в эти моменты берет зал мертвой хваткой — рассказывая ли о примирении героя с матерью, или о последних минутах жизни его отца. Это, конечно, еще и свидетельство силы предельно искреннего текста.

Наверное, не все зрители, пришедшие на этот спектакль, поймут сокровенную идею автора о том, что все великие исторические свершения — революции, перевороты, общественные эксцессы, гражданские волнения — полная чепуха по сравнению с последним вздохом мамы или предательством сестры.

Зато в том, что они задумаются о цене каждой минуты жизни, нет сомнений. Хотя бы потому, что эта минута может оказаться не только трагичной, но и умопомрачительно счастливой. Даже если она выпадает всего одна на много-много долгих лет. 

Сергей Васильев

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢