Театру повезло с Фортуной

На сцене театра "Новая опера" компания "Новый балет" показала мировую премьеру с латинским названием "Fortuna vis Lucem", которое итальянец Франческо Вентрилья дал своему двухчастному произведению на музыку оратории "Кармина Бурана" Карла Орфа и "Болеро" Равеля.

"Новому балету" скоро стукнет четверть века, о чем мало кому известно. Просто потому, что этой труппы на карте балетной Москвы как бы не существовало: уж слишком дилетантским было качество ее продукции и слишком дремучей ее стратегия. По безжалостной иронии судьбы о "Новом балете" заговорили, когда умерла его основательница и руководитель — актриса Аида Чернова, и новый директор компании Павел Нестратов предпринял некие усилия по включению труппы в современную жизнь.

Первый блин в прошлом сезоне вышел комом — когда на Малой сцене Музыкального театра Станиславского "Новый балет" показал опусы отечественных авторов "Отражения…" и "Рахманинов. Прелюдии". Второй же — "Fortuna vis Lucem" — получился удачнее.

На первый взгляд удивительно уже то, что с неизвестной труппой согласился работать молодой и успешный автор Франческо Вентрилья, лауреат многочисленных премий, худрук флорентийской труппы "Маджо Данца" и арт-директор Королевского балета Новой Зеландии. Выпускник миланской "Ла Скала", помимо Италии работавший в Женеве и США, в России известен прежде всего тем, что по заказу примы Светланы Захаровой поставил в Большом театре одноактную балетную "стрелялку" под названием "Захарова.

Суперигра", закрытую генеральную репетицию которой посетил Владимир Путин, вообще-то не большой любитель балета. Немудрено, что после этого итальянцу заказала постановку другая отечественная дива — Ульяна Лопаткина. И хотя художественного резонанса эти балеты не имели, зато укрепили связи хореографа с российскими артистами, которые и поспособствовали появлению "Fortuna vis Lucem": очевидным связующим звеном стал ведущий солист Большого Андрей Меркурьев, пять лет назад сыгравший вместе с Захаровой в ее "Суперигру", а ныне вместе с коллегой из Большого, примой Анной Антоничевой, станцевавший ведущие партии в балете Вентрильи на музыку Карла Орфа.

Тут впору сказать, что итальянец — не гений хореографии. Его успешность скорее свидетельствует о нехватке крупных дарований по всему миру. Если приравнять движение к слову, то Франческо Вентрилья — типичный темпераментный болтун. Он взахлеб выпаливает комбинации, наслаивает одну группу танцующих на другую, нанизывает телесные упражнения без видимой логики — прыжки на кульбиты, сиссоны на перевороты, классические батманы на ползанье по-пластунски, верхние поддержки на эстрадные подтанцовки, боясь остановиться, чтобы не сбиться с лихорадочного ритма повествования.

Мысли его нехитры и по большей части иллюстративны: если в средневековых текстах идет речь о весне, артисты играют с электрическими лампами в форме цветов, если об азартных играх — на сцене появляются кости и карты, если о сексе… ну, с этим не получилось. То ли вымотанные силовой хореографией артисты не смогли выявить ее эротическую подоплеку, то ли в самой постановке сексуальность выглядит как агрессивный физический акт.

Возможно, солисты Большого оказались чрезмерно стыдливы: Анна Антоничева, не особо искушенная в современной технике, танцевала на пуантах нечто среднее между спартаковскими Фригией и Эгиной, искушенный Андрей Меркурьев зачем-то напускал пасторскую суровость. Словом, дуэты главных героев легко было принять за морализаторскую проповедь, и вакхический порыв "Фортуны" угас в милитаристском угаре, благо костюмы персонажей имитировали военный камуфляж.

Вторая часть вечера — равелевское "Болеро", фигурировавшее под названием "Свет" и, похоже, перенесенное хореографом из Рима,— повествовала о противостоянии света и тьмы, индивидуума и судьбы: кордебалет прятал лица под черными шлемами, расположившаяся на помосте солистка Антоничева дистанционно срывала их с избранных мужчин. Те вступали с ней в любовно-антагонистические отношения, изобиловавшие эффектными выстреливающими поддержками, и в этих поединках босоногая прима Антоничева выглядела более раскованной, нежели в роли любимицы "Фортуны".

Однако постпремьерный осадок получился скорее возбуждающим, чем разочаровывающим. Причем позитивный результат достигнут не за счет именитых солистов Большого или статуса балетмейстера-иностранца. И даже не из-за моторной, громокипящей, но довольно наивной хореографии — это уж точно на любителя. Успех заработала сама труппа, почти полностью обновленная (кастинг придирчиво проводил сам балетмейстер Вентрилья, оставив только двух человек из прежнего состава).

Отобранные четыре парня и семь девушек с честью прошли испытание итальянским изобилием: высоко прыгали, быстро бегали, отчаянно швыряли конечности, стараясь успевать за музыкой и не сломать рисунок танца. Всем хватило выносливости на всю огромную — без купюр — запись "Кармины Бураны", а некоторые (в частности, Данила Исупов) даже затмили титулованных солистов сценической органикой и почти детской радостью от собственного танца. Словом, "Новый балет" выглядел действительно новым и, пользуясь "Фортуной", решительно заявил, что на небогатое поле современной столичной хореографии вышел игрок с серьезными намерениями.

Татьяна Кузнецова

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

ВСІ НОВИНИ ⇢