Германия меняет газ на ветер

Точка зору

Германия, основной контрагент «Газпрома» в Европе, все больше ориентируется на возобновляемую энергетику и снижает потребление газа. Газовая генерация из-за высоких цен не выдерживает конкуренции. Правда, масштабно замещать российский газ Германия не сможет еще минимум пять-шесть лет, считают эксперты.

Немецкое агентство Agora Energiewende сообщает, что по итогам девяти месяцев текущего года «зеленая» энергетика вышла на первое место в энергобалансе Германии. По данным агентства, на альтернативные источники энергии приходится в общей сложности 27,7% германского энергопотребления (9,5% — ветряки, 8,1% — биомасса и 6,8% — солнечная энергия). Бурый уголь (лигнит) занимает 26% энергобаланса, каменный энергетический уголь — 18,5%, атомная энергетика обеспечивает 16%.

Таким образом, на долю газа остается менее 12%. При этом Германия является крупнейшим покупателем российского газа в Европе (в прошлом году она закупила 40,2 млрд кубометров).

Впрочем, как добавляют немецкие же Der Spiegel и Die Welt, такой результат может объясняться невероятно теплой зимой — потребление упало, и угольные и газовые электростанции стали производить меньше энергии. При этом уже сейчас на рынке наблюдается переизбыток энергии, что в следующем году может привести к снижению цен, а следовательно — и прибыли энергетиков.

Тенденция к росту потребления угля в Европе вообще и в Германии в частности связана с тем, что большие объемы после «сланцевой революции» начала поставлять Америка — в результате «сланцевого бума» Штаты смогли полностью обеспечить себя газом и часть угольной генерации была переведена на газ. Соответственно, освободившиеся объемы угля пошли в Европу по низким ценам.

Завсектора экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также отмечает, что сейчас в Европе низкие цены на выбросы в атмосферу CO2, что также является важным фактором при использовании угля, так как уголь — один из наименее экологичных видов топлива. Что же касается конкретно бурого угля, то он в больших объемах добывается самой Германией. Правда, топливо это не самое лучшее — около 30% бурого угля после использования остается в виде золы.

О развитии альтернативной энергетики Германия начала говорить после катастрофы на «Фукусиме-1». Тогда власти страны приняли решение отказаться от использования атомных электростанций.

Однако изначально предполагалось, что большую часть выпадающей генерации заменит именно газ, причем по большей части — российский. Но Германия очевидно сделала ставку на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Кстати, в мае гендиректор германского энергетического концерна E.ON Йоханнес Тейссен призвал политиков разделить с корпорациями, владеющими газовыми, угольными и атомными электростанциями, стоимость перехода на возобновляемые источники электроэнергии.

Основной проблемой ВИЭ поначалу была высокая стоимость вырабатываемой энергии. Однако в Европе (и в первую очередь в Германии) власти всерьез занялись субсидированием «зеленой» энергетики. По словам Сергея Агибалова, только в прошлом году в Германии на это было затрачено €24 млрд.

«В результате состоялся массовый выход на рынок производителей «зеленой» энергии, причем с низкой ценой, — комментирует Агибалов. — Газовые станции не способны конкурировать и практически выпадают с рынка».

По словам эксперта, сейчас газовые электростанции работают только тогда, когда нет ветра и солнца. Их время работы снизилось с 8 тыс. часов в год до 1 тыс. часов.

«Германская газовая генерация в депрессии, и улучшений в ближайшее время не предвидится, — говорит Агибалов. — Это создает серьезный риск снижения потребления российского газа».

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии Сергей Чернин указывает, что успехи ЕС в развитии возобновляемых источников энергии нельзя преуменьшать, но и преувеличивать их не стоит. По словам Чернина, сейчас Европа в целом перешагнула планку в 13% (именно столько занимают ВИЭ в энергобалансе). Причем согласно европейскому плану «20/20/20», к 2020 году эта доля должна вырасти до 20% (кроме того, на 20% должны снизиться выбросы углекислого газа).

«А доля «Газпрома» на европейском рынке в прошлом году составила более 30%, — напоминает Чернин. — Любая альтернатива российскому газу невозможна в принципе как минимум в течение ближайших пяти-шести лет».

Альтернативные источники энергии, кроме прочего, не обеспечивают стабильного поддержания работы энергосистемы. По словам эксперта, даже частичное замещение традиционных энергоресурсов альтернативными — это длительный процесс, особенно в таких масштабах. По мнению Чернина, появление статистики, опубликованной германскими СМИ, приурочено к российско-европейским газовым переговорам, которые должны состояться в четверг.

Алексей Топалов, Иделия Айзятулова

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢