Заклятые друзья: как победители выборов собираются формировать коалицию

Точка зору

По состоянию на 22:00 29 октября ЦИК обработала 99% бюллетеней. В сравнении с данными экзит-полов, официальные результаты внеочередных парламентских выборов содержат несколько принципиальных изменений: в Верховную раду не проходит «Свобода», а победитель становится серебряным призером – с минимальным перевесом наибольшее количество голосов набрал «Народный фронт» (22,17%), а не Блок Петра Порошенко (21,81%).

Переговоры о создании коалиции стартовали еще в ночь выборов, но вчера они обрели официальный статус. Партия президента и «Народный фронт» с разницей в несколько часов обнародовали свои проекты коалиционных соглашений. Значимость второстепенных партий на фоне напряженных отношений между лидерами гонки резко выросла.

Forbes сопоставил, как представители разных политических сил и эксперты видят будущую коалицию.

Александр Доний, внефракционный депутат

В Конституции Украины четко написано – коалиция формируется в Верховной раде, и участие президента в этом процессе не предусмотрено. Попытки залезть в парламент представителей исполнительной власти по коалиционному соглашению – превышение своих полномочий. Мы же наблюдали, что первым предложение о коалиции озвучила не политическая сила Блок Петра Порошенко, а президент.

Согласно европейской традиции, партия, которая набрала больше всего голосов на выборах, инициирует создание коалиции. Такое первое место, по предварительному подсчету голосов, у «Народного фронта», нравится этому кому-то или нет. Потому именно этой партии принадлежит право выступить с инициативой и проводить переговоры с другими политическими силами, которые формируют фракции в парламенте.

Так как и Блок Петра Порошенко, и «Народный фронт» по своей сути являются структурами, которые способствуют последующей олигархизации Украины, то монополия той или иной политической силы означала бы крах для страны. Ни те, ни другие не понимают основ европейской демократии. Яркий тому пример – день «тишины» с выступлениями и премьера, и президента. Я представляю, если бы так выступал Янукович или Азаров, какой бы поднялся шум среди общественных деятелей и журналистов! А тут и премьер, и президент выступили, по большому счету, перечеркивая европейский выбор.

Это счастье для Украины, что эти силы разделены. В условиях этой внутривидовой конкуренции в Украине сможет существовать мелкий и средний бизнес и общественность.

Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина»

Мы убеждены, что альтернативы созданию коалиции демократических сил в новой Раде нет. Партия «Батькивщина» всегда выступала за единство демократических сил. Сейчас исторический шанс и решающий момент.

Наша партия получила проекты коалиционного соглашения и от Блока Петра Порошенко, и от «Народного фронта». Мы должны создать единое коалиционное соглашение. Наша команда не претендует ни на один министерский портфель. Мы считаем, что сейчас нужно не о портфелях говорить, а срочно объединяться и согласовывать принципы, по которым мы будем работать.

Арсений Яценюк, премьер-министр, председатель политсовета партии «Народный фронт» 

Приглашаю к официальным и публичным переговорам по поводу формирования коалиции Юлию Владимировну Тимошенко и партию «Батькивщина», «Самопомощь» и Андрея Садового, и Радикальную партию, за которую проголосовал миллион украинцев. Я обращаюсь, в первую очередь, к Блоку Петра Порошенко, потому что считаю Блок Петра Порошенко и персонально президента основным стратегическим партнером по реализации изменений в стране.

В соответствии с европейской практикой партия, которая получила первое место на выборах, обязана начать процесс формирования коалиции. Я объявил о принципах формирования коалиции. Если коалиция будет сформирована на таких принципах – то объективно, что лидер партии возглавляет правительство. От принципов публичности и прозрачности я не отойду, если мой подход не поддержат, тогда кто-то другой будет формировать коалицию.

Больше никакой кулуарщины и назначения министров за закрытой дверью не будет. Каждый кандидат от соответствующей политической партии, предложенный этой партией, проходит процедуру публичных коалиционных слушаний, которые будут транслироваться в прямом эфире.

Дмитрий Тымчук, «Народный фронт»

То, что с параллельными текстами вышли две политсилы – элементарный вопрос несогласованности. Это не гонка, кто быстрее представит свой проект.

Оба предлагаемых проекта – Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» – после уточнения технических моментов должны лечь в основу единого соглашения. Никто не говорит, что тот или иной вариант – железобетонный, и шаг вправо, шаг влево не допускается. Другой вопрос: у нас катастрофически мало времени, поскольку сейчас не тот момент, чтобы уходить в дискуссии – процесс необходимо сжимать до минимума.

Кадровые вопросы сейчас, по идее, только начинают обсуждаться в режиме политического торга. Понятно, что Яценюк остается премьером – основные вопросы будут касаться глав силовых ведомств. Но и здесь нет никаких серьезных и принципиальных проблем. Допустим, если министр обороны, являясь креатурой президента, эффективно себя зарекомендовал, то я не вижу проблемы, к какой группе влияния его будут относить. На кону гораздо больше, чем чьи-то политические амбиции.

Юрий Воропаев, Оппозиционный блок

Что говорить о чужой коалиции? Пусть сами договариваются между собой, нам-то какая разница, на каких условиях?! Нас туда не приглашают, а мы и не хотим. Как коалиция они инициируют принятие далеко не новых законопроектов, в том числе в фискальной сфере.

Андрей Шевченко, «Батькивщина»

Мы намерены войти в демократическую коалицию. Наши требования: во-первых, такая коалиция должна быть создана как можно скорее, во-вторых – основываться на понятных патриотичных принципах, и третье – включать в себя все пять демократических сил, которые прошли в парламент.

Мы ознакомились с проектами коалиционных соглашений «Народного фронта» и БПП. Они не вызывают принципиальных нареканий, и сейчас есть возможность выработать качественную, согласованную программу.
В настоящее время рано ставить вопрос о портфелях и министрах. От нашего блока не будет кадровых условий, но, с другой стороны, мы будем настаивать, чтобы нам пошли навстречу по программным основам – это означает четкую позицию по НАТО, ЕС и реформам.

Владимир Гройсман, вице-премьер-министр, Блок Петра Порошенко  

Мы рассчитываем предварительно, что у нас будет фракция приблизительно в 130 депутатов. Я не вижу сегодня оснований считать, что формирование коалиции возможно без «Народного фронта». Я хочу, чтобы все проевропейские силы объединились и сделали реформы и изменения, и не вижу никаких оснований, чтобы этого не произошло.

Евгений Магда, исполнительный директор Центра общественных отношений

«Народный фронт» выиграл выборы по партийному списку, а у Блока Петра Порошенко самая большая фракция. Это ничья.

Наиболее оптимальным форматом коалиции, на мой взгляд, является участие Блока Петра Порошенко, «Народного фронта», «Самопомочи» плюс мажоритарщики. Кстати, не исключаю, что они не только будут разбегаться по уже существующим фракциям, но и создадут свою депутатскую группу. 

Такая коалиция не гарантирует конституционное большинство, но она могла бы уверенно идти курсом на Европу и принимать важные и непопулярные решения.

Тексты соглашения, предложенные как Блоком Петра Порошенко, так и «Народным фронтом», не будут подписаны в нынешнем виде. Это первые «пристрелочные» документы, которые демонстрируют идеальную ситуацию – это декларация намерений. Если будет достигнуто политическое решение об объединении, текст станут писать вместе. Пока коалиционное соглашение Блока Петра Порошенко более основательное, а «Народного фронта» – показательно проевропейское. Думаю, конечный документ будет где-то посредине.

Оппозиционного блока в коалиции не будет. Да и Юлии Тимошенко, и Олегу Ляшко политически выгодно быть героями-одиночками. Фракции у них пусть и небольшие, но позволят разыгрывать золотую акцию при сложных голосованиях.

Дарья Кравченко Анна Ковальчук

Новини

3 Травня 2024

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

ВСІ НОВИНИ ⇢