Что думают о коалиционном соглашении подписанты и Оппоблок

Точка зору

В ночь на 21 ноября, почти через месяц после досрочных парламентских выборов, победители парафировали коалиционное соглашение. Этому событию предшествовали не самые простые переговоры, хотя стороны и старались не выносить сор из избы, но явная несогласованность, и иногда – противоречивость действий, выдавали отсутствие консолидированной позиции.

К относительному согласию стороны пришли только накануне. Свои подписи под документом поставили представители пяти партий, преодолевших 5%-ный барьер на внеочередных выборах – Блок Петра Порошенко, «Народный фронт», «Объединение «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко и ВО «Батькивщина». За бортом остался лишь Оппозиционный блок, представители которого по этому поводу, впрочем, не особо печалятся. «Мы коалиционное соглашение не подписывали, и выполнять его не собираемся, – поясняет представитель оппозиции Юрий Воропаев. – Это народ Украины должен изучить те обещания, которые политики дают в своем коалиционном соглашении». По его прогнозам, созданная коалиция не будет конструктивной. «Уже прошло 8 месяцев, какие положительные изменения мы увидели за это время? Я вижу только одно – люди гибнут каждый день», – констатирует он.

Критическое отношение оппозиции разделяют и экономисты. «У меня очень пессимистическое и критическое впечатление от коалиционного соглашения. Документ практически не предусматривает реальных реформ, а те, которые есть, растягиваются на неопределенный срок, до Святого Пришествия», – отмечает экономист Борис Кушнирук. По его словам, отсутствие реальных сроков нивелирует само понятие «реформы». «Реформа не может проводиться долго – ее либо проводят быстро, либо не проводят вообще», – говорит он.

По мнению Кушнирука, неконкретно прописана реформа по сокращению государственных функций, соответственно, и госаппарата. Реформу для повышения прозрачности бюджетирования планируют готовить почти год. «Хотя это у нас самая большая пропасть – непрозрачность системы, и в тексте не было ни одного слова, что они собираются с этим делать», – подчеркивает Кушнирук. По его словам, стартовая версия соглашения, которая была опубликована сразу после парламентских выборов командой президента, гораздо лучше, чем итоговый вариант. «Текст увеличился в количестве страниц, а в нем – огромное количество воды», – объясняет Кушнирук, отмечая, что некоторые принципиальные пункты, например, о сокращении государственных расходов, и вовсе исчезли.

Forbes спросил представителей партий-участников коалиции, что они думают о тексте соглашения и как намерены реализовать его положения в парламенте.

Андрей Павелко,
Блок Петра Порошенко

Блок Петра Порошенко первым предложил проект соглашения и разместил его на своем сайте, дав возможность публично его обсудить. В ходе переговорного процесса у представителей партий-победителей была возможность внести изменения и подойти к единому решению. Прежде всего, консолидация всех сил нужна была для того, чтобы этот парламент был единым, и Украина смогла наконец получить эффективно работающую Верховную раду, которая выведет страну в ЕС.

Особенность украинского парламентаризма такая, что если каждый не впишет свои изменения в текст, то посчитает, что его обидели и без него что-то решили. Поэтому и была дана возможность всем поучаствовать и высказать свое мнение, сделав в итоге этот документ лучшим, каковым он и есть на сегодня.

Хотя, конечно, есть у нас лица в парламенте, которые хотели бы внести ультрапоправки, имеющие крайние варианты видения развития ситуации. Но в нашем случае консолидация всех сил привела к компромиссу, и соглашение было подписано.

Пришло время, чтобы парламент работал по правильным европейским меркам, где оппозиция работает в рамках своих полномочий и без оппозиции парламент не может существовать. При этом оппозиция должна понимать свою ответственность. В свое время мы очень долго сами были оппозиционерами и знаем все сложности диктаторского режима. У нынешней же оппозиции есть возможность получить парламентскую площадку для конструктивной критики к тем законопроектам и реформам, которые будут предлагаться коалиционным большинством. И если это не популистские высказывания, а четкие экономические замечания, то они, как в любом цивилизованном парламенте, будут выслушаны, и будут учитываться. От этого выиграем мы все.

Сергей Пашинский,
«Народный фронт»

Говоря о подписанном коалиционном соглашении, я просто подпишусь под каждым словом Андерса Ослунда [международный эксперт, сотрудник Института международной экономики Петерсона (США)], – этот проект коалиционного соглашения напоминает речь Леонида Брежнева на 26-м съезде КПСС в 1981 году.
Это «не программа реформ». Это документ, написанный в бюрократическом стиле СССР с целью сохранить старую систему. Такой консервативный документ никогда не породит реформы. Я даже не могу его комментировать.

Анна Гопко, Объединение «Самопомич»

То, что пять политических сил наконец нашли общий язык и пришли к общему тексту коалиционного соглашения – это только первый шаг. Очевидно, что этот документ не является панацеей и решением всех проблем Украины, но важно, чтобы по каждому из 17 задекларированных направлений могли, в том числе через профильные комитеты, предлагаться законопроекты. Времени нет, все реформы необходимо срочным образом воплощать в жизнь.

Страницу коалициады нужно перевернуть и идти по плану имплементации соглашения парламентом. Конечно, нужно тесно сотрудничать с правительством, которое сможет профессионально воплотить все намерения, которые были наработаны экспертной группой.

Зная украинский парламент и предыдущую его работу, оптимизм разбивается о реалии. Уже первые решения будут очень непростыми – обеспечение коммунальными услугами, реформа энергетики, регуляторная политика. Они и будут показателем – насколько задекларированные намерения и конкретные действия сходятся с интересами политических партнеров, подписавших договор.
Надеюсь, политики не позволят себе пренебрегать голосованием, не поддерживая те вещи, под которыми они поставили свою подпись в тексте коалиции.

Сергей Соболев,
Всеукраинское объединение «Батькивщина»

Это соглашение – на грани компромисса. Каждая партия пошла на какие-то уступки, но в целом текст достаточно выверенный. По большому счету, он состоит из двух частей. Первая часть – это имплементация политического и экономического соглашения об ассоциации с ЕС. Вторая – это внешнеполитические ориентиры страны: перспектива вступления в ЕС, нашего полноценного членства в системе мировой безопасности НАТО.

Я думаю, что в целом текст позволит стране проводить радикальные реформы и двигаться по пути европейской интеграции. Мы бы не подписывали документ, если бы нас в нем что-то не устраивало. Конечно, мы бы хотели видеть в нем более жесткие формулировки, но и тот вариант, который утвердили, позволяет проводить изменения.

Олег Ляшко,
Радикальная парти

Мы будем поддерживать правительство реформаторов и будем голосовать за Арсения Яценюка на должность премьер-министра, как человека, который способен тащить этот воз. Арсений Петрович, я готов на министра внутренних дел, запишите, пожалуйста.

Мы договорились, что не выносим противоречия наружу. Это [неподписание одной из демократических партий которые прошли в парламент] – возможно, но такой вариант развития событий будет самым худшим, в том числе и для тех, кто откажется подписать соглашение.

Дарья Кравченко

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢