Заставь дурака с мэром сразиться

Фильм Юрия Быкова "Дурак" был награжден призом за лучший сценарий на 25-м Открытом российском кинофестивале "Кинотавр" и оказался там самой социально злободневной картиной, в которой образ аварийного накренившегося дома служит метафорой современной России. 

В предыдущем своем фильме "Майор" Юрий Быков рисовал довольно беспросветную картину полицейского беспредела, на этот раз он не жалеет пессимистических красок для изображения катастрофического развала в сфере ЖКХ. "Там все прогнило",— с ужасом констатирует главный герой (Артем Быстров), начальник ремонтной бригады сантехников, пытающийся добиться расселения падающего общежития у руководства города где-то в Тульской области (судя по регистрационным знакам).

Область, однако, подошла бы любая, даже и сравнительно благополучная — Юрий Быков по своему методу не реалист, а скорее экзистенциалист, который для чистоты своих психологических экспериментов и наглядности философских обобщений твердой рукой заостряет углы и зачищает полутона.

Вот и в "Дураке" строгие условия задачи таковы, что единственный нормальный, хороший человек помещен практически в ад, один круг которого заполнен колдырями, наркоманами, инвалидами, нищими пенсионерами и прочей, как говорится в фильме, "швалью", а другой — коррумпированными чиновниками, вроде бы жирующими, но по-своему тоже несчастными людьми. Есть еще некое промежуточное "чистилище" — скромно обеспеченная, обычная семья самого героя, где, собственно, в первый раз и прозвучит определение его жизненной позиции как дурацкой, причем из уст родной матери (Ольга Самошина).

Из другого угла малогабаритной квартиры жена (Дарья Мороз) учит мужа-идеалиста: чем выбрасывать деньги на учебу в строительном, лучше их потратить на взятку, которая надежней гарантирует повышение в должности, чем образование. Единственный, кто понимает потомственного "дурака",— такой же бессребреник отец (Александр Коршунов), второй положительный персонаж в картине, который в минуту слабости просит у сына прощения, что не научил его жить правильно, по уму, который в предложенной картине мира означает умение грести под себя.

Первый быковский фильм — "Жить" — был сугубо мужским, во втором, "Майоре", женщине отводилась пассивная роль, в третьем режиссер впервые потихонечку наделяет женщину почти самостоятельной волей и задумывается о том, как ей быть в этом мире, где люди делятся на волков и овец.

Получается два варианта — либо превратиться в довольно неприятную мать "дурака", занимающую половину крошечной кухни сварливую квашню, вечно недовольную бескорыстием мужа и сына, не способных жить "как люди", либо в железную мэршу (Наталья Суркова) с тремя шрамами на голове, язвой и гипертонией, которая ради возможности жить по-человечески не остановится перед человеческими жертвами. И постепенно этот монструозный женский персонаж на общем фоне остальных, карикатурных образов становится самым объемным, реальным и, как ни странно, даже вызывающим что-то вроде сочувствия.

Но это, вероятно, случайное субъективное ощущение, а не сознательно рассчитанный эффект жестокого и лишенного сантиментов "Дурака", посвященного памяти Алексея Балабанова,— в данном случае это воспринимается не просто как дань уважения, а как своего рода идеологическая пристройка к одному из главных русских экзистенциалистов. Вполне балабановский длинный проход героя по ночным улицам сопровождает песня Виктора Цоя "Спокойная ночь", и строчки "Ночь сильней, ее власть велика" тут нечаянно обрастают социальными обертонами, как бы напоминая о вечной российской "власти тьмы", убивающей все доброе и светлое.

И если говорить о литературных ассоциациях, то тут "Дурак" продолжает почтенную русскую традицию сочинений о земских врачах, которых норовят убить темные суеверные мужики за все героические старания спасти народ от холеры. В кинематографическом же контексте по аналогии с такими кинематографическими течениями, как sexploitation или blaxploitation, жанр "Дурака" можно полушутя обозначить как "жилэксплуатация", то есть удачное использование суровых бытовых условий жизни в России, где для создания безвыходной "пограничной ситуации" требуется гораздо меньше драматургических усилий, чем если бы дело происходило в сытых цивилизованных странах.

Лидия Маслова  

МинПром 

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢