Наследие в этюдах

"После войны. 1945-1956" — вторая в серии выставок ученических работ студентов Академии художеств разных лет — привлекает прежде всего экспозиционным дизайном. 

Выставка "После войны" — вторая из задуманных Семеном Михайловским, пришедшим на должность ректора Академии художеств в 2010 году. Именно он решил достать из методического фонда учебного заведения хранящиеся там курсовые и дипломные работы, раскатать с валов живопись и вынести архитектурную и станковую графику в залы. Первой была выставка "Советский неореализм", открытая в конце 2012 года и посвященная времени оттепели. Третья, как обещается, будет охватывать условный период — от Репина до авангарда. Весь проект делается совместно с известными петербургскими дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой.

От парадных залов Академии художеств эта выставка неотделима. Прежде всего изменена их привычная последовательность, так что зритель входит сразу в Рафаэлевский зал. В своей идее экспозиции Михайловский оттолкнулся от изображения с акварели XIX века: на ней вдоль стен расставлены античные статуи. На нынешней выставке слепки видны сквозь прорези в фальшстенах, которые по-советски покрашены в два цвета, а огромный объем залов уменьшен подвесным потолком так, что на передний план в перекроенном пространстве выступает коммунальное.

Посередине центрального конференц-зала, обычно занятого мебелью, становится понятно, что стены академии не подвергались подобной радикальной трансформации, пожалуй, с 1919 года, когда Татлин строил здесь "Башню III Интернационала": в сумрачную окружность с аллегорическим плафоном Шебуева вписан куб с гранями алого цвета.

Центр патетического алого пространства с послевоенной архитектурной графикой занимает Ника Самофракийская, и выход в сплошь выкрашенную черным комнатку шириной в одно окно замечаешь не сразу. Здесь — место личного, больше похожее на чулан, где хранятся память, военные фотографии и елочные игрушки между устланными ватным снегом рамами, среди которых есть картонная Спасская башня с покосившимся шпилем. Придуманная Михайловским и Шелютто выставочная архитектура абсолютно современна, а весь проект можно поставить вровень с выставкой Бориса Гройса и Зельфиры Трегуловой "Коммунизм. Фабрика мечты" в франкфуртском Ширн-Кунстхалле в 2003 году.

Суть академической школы — в постановках, одна от другой отличается только драпировками: военный бушлат тут легко заменяется рабочей спецовкой, а пальто горожанки — крестьянским платьем. Студент пять лет решает исключительно формальные задачи в замкнутом мире, который только делает вид, что имеет отношение к реальности. Закомпоновать ученические работы рядом с почтенными гипсами в одно экспозиционное целое оказалось увлекательной кураторской задачей, решенной даже с юмором: иногда без соседства с антиками не догадаешься, что послужило источником трудившемуся над картиной студенту.

В качестве образцов искусства большинство произведений на выставке вряд ли могут выдержать критику. Высоко оценивать живописные качества работ, притом что многие выполнены с умением, было бы позитивизмом, а принимать некоторую расхристанность живописи за проявление у начинающих художников своей манеры — опрометчивостью. Всех их объединяет дозволенный в ученических работах этюдизм.

К концу обучения в академии он изводился окончательно, поскольку злейший враг советского искусства — формализм — таился в свободных цветовых пятнах, так что дипломированные выпускники в дальнейшем производили конвенциональную соцреалистическую гладкопись. Встречающиеся в работах любопытные детали сейчас можно отнести к социологии или антропологии, например буржуазность типажей, которая отчетливо проявляется в портретном жанре на рубеже 1950-х.

Гораздо важнее то, что выставка ставит по-прежнему актуальный вопрос отношения к наследию и предлагает свой ответ. Подобная экспозиция способна существовать только в залах Санкт-Петербургской академии художеств, и дело не только (и не столько) в инсталляционном решении. Разумеется, только здесь богиня Ника может быть устремлена к выходящему на Неву окну, а сквозь него — и к Медному всаднику на другой стороне реки.

Но вместе с тем где еще в наше время масса студентов копирует на холст обнаженную натуру или годами воспроизводит блеск зрачка модели? Выставка невольно служит доказательством очевидной истины: любой, кто захочет реформировать Академию художеств, должен обладать развитым историческим сознанием. Единственный инструмент и оружие, с которым можно подходить к этому анахроничному монстру,— чувство связности времени и понимание собственной причастности.

Павел Герасименко  

МинПром 

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢