Что украинцы нажили за 15 лет: у каждого — по две мобилки и телевизор

Точка зору

Наши дома в цифрах: кондиционер есть у каждого десятого, зато почти у всех — по два мобильных телефона. Автомобили остались роскошью, а велосипеды массово не прижились.

Украинцы за последние 15 лет серьезно изменили свои потребительские предпочтения: благодаря прогрессу их, конечно же, все меньше интересуют видеомагнитофоны и фотоаппараты, зато сейчас, как никогда, огромен спрос на мобильные телефоны, компьютеры и кондиционеры. А вот велосипедного бума не случилось, несмотря на пропаганду здорового образа жизни и обещания властей устроить везде велодожки. 

КАК МЕНЯЛОСЬ. Это видно из исследований Госслужбы статистики (см. инфографику). Почти в каждой среднестатистической семье есть хотя бы один ТВ и холодильник, у 88% домохозяйств — стиральная машинка (впрочем, и 15 лет назад их было почти столько же — 74%), а вот пылесосами народ разжился: обеспеченность ими с 2000-го выросла с 56% до 79%! Бум и на микроволновки. Скорость жизни требует ее наличия, так что она теперь есть у каждой второй семьи. Начиная с 2004 г., когда массово появились кондиционеры по доступной цене, а также спутниковые антенны, на них тоже резко вырос спрос — по кондиционерам в 10 раз (их в 2014 г. имели 10% семей), а по "тарелкам" — в 23 раза (23% семей). Но люди не очень покупают такую, казалось бы, полезную вещь, как кухонный комбайн: если в 2000 г. он был у 3% семей, то в 2014-м лишь у 16%.

_01_239

ПОЧЕМУ. Предпочтения украинцев нам прокомментировали специалист по макроэкономике компании Eavex Capital Дмитрий Чурин и руководитель аналитотдела Concorde Capital Александр Паращий. "До 2010 г. зарплаты людей росли быстрее, чем цены на быттехнику, она становилась доступной все большему количеству семей, — говорит Чурин. — В 2006—2008 гг. развивалось потребкредитование, это видно по резкому росту числа быттоваров на семью. То же касается и автомобилей, но здесь рост не такой большой, так как они многим не по карману (в 2000-м авто было у каждой шестой семьи, в 2015-м — у каждой четвертой. — Авт.). Одновременно падал спрос на морально устаревшие магнитофоны и пленочные фотоаппараты. Не востребованы стали и швейные машины из-за обилия ассортимента одежды". По словам Паращия, стабильное число велосипедов-мопедов объясняется тем, что в глубинке они всегда были основным средством передвижения, а за 15 лет мало что изменилось.

ЧТО НУЖНЕЕ. Эксперты прогнозируют, что с восстановлением экономики в семьях будет больше компьютеров, кондиционеров, затем автомобилей, причем украинского производства, они существенно дешевле импортных. "А кухонные комбайны вряд ли станут востребованнее — сейчас больше готовят из полуфабрикатов", — говорит Чурсин. Насыщен, по мнению Паращия, и рынок телевизоров, холодильников, стиральных машин: "Может быть лишь обновление моделей и покупка, например, морозильной камеры в дополнение к холодильнику, но это сейчас доступно далеко не всем".

Александр Панченко, Коновалова Христина

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢