От судьи не уйдешь

В прокат вышел очередной фильм Вуди Аллена "Иррациональный человек", главные роли в котором сыграли Эмма Стоун и Хоакин Феникс. Историю про профессора философии, начитавшегося Достоевского и решившего прихлопнуть городского судью ради всеобщего блага, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Многим новые фильмы Вуди Аллена с каждым разом кажутся все скучнее, но он прилежно продолжает их строгать по одному в год. Сатиры на интеллект в его новой картине явно недостаточно, чтобы отнести ее к трагикомедии, да и неловкое убийство не делает из ленты детектив. В центре сюжета любимый алленовский типаж: мятущийся интеллигент, блестящий ум, но с перегоревшей душой, профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс). Он сохранил черты былого обаяния, но успел нарастить и уютный животик, и слои цинизма.

Хуже всего то, что ему скучно жить. Эйб только едет устраиваться на работу в уездном колледже, а слава алкоголика, соблазнителя юных студенток и героя-любовника уже бежит впереди него. В самом зачине он напоминает писателя Хэнка Муди из "Блудливой Калифорнии", когда тот на своем Porsche подруливал к кампусу и развязно преподавал литературу. Но чем дальше разворачивается сюжет, тем понятнее становится, что Эйб вовсе не открытый хулиган и что большинство сплетен о нем — романтизированные легенды. Сам он на них отвечает так: "Слухи заполняют пустые сердца".

Дело своей жизни, философию, Лукас открыто называет словесной мастурбацией, коллеги вокруг думают, что он живет в своем мире, и решают не мешать. Разочарованному в жизни профессору, подверженному депрессиям, только и остается общаться с замужней коллегой — химичкой Ритой Ричард (Паркер Поузи) и Джилл Поллард (Эмма Стоун) — студенткой, которую стоило однажды похвалить за эссе по Канту, как она сразу и влюбилась. Причем тут надо отдать должное Эйбу, он пытался отделаться от поклонниц платонически. Но обе дамы, будучи в серьезных отношениях, сами начинают на него свой крестовый поход, пытаясь закрыть свои гештальты.

Рите хочется быть чьей-то музой — весьма распространенное желание среди дам всех возрастов, начитавшихся биографий великих людей. Она пытается бутылкой редкого виски и жарким сексом побудить Эйба к написанию книги, а потом, глядишь, и сбежать от мужа с ним в Испанию. У рыжеволосой Джилл вешаться на профессора резон другой. Ей кажется, что, находясь рядом с ним, силясь понять его неординарные суждения, она и сама поднимается над обычными людьми, становится оригинальной, не такой, как все, зря что ли она играет Баха и любит старомодную поэзию.

Ей хочется быть спасительницей, той, что вытянет его из пучины экзистенциального кризиса. Но на все ее улыбчивые потуги, прямо скажем, невеликие — например, вечеринка с игрой в русскую рулетку еще никого не делала счастливым или клишированный поход в луна-парк,— Эйб отвечает мудрено: "Я забыл, зачем живу, потом вспомнил — и сам себе не поверил". На самом деле не вспомнил, потому что не знал.

Единственным, кто приблизился к истинному пониманию жизни, у Лукаса оказывается Федор Достоевский — на этом месте русскому зрителю можно и погордиться, но недолго. Внезапно профессору подворачивается случай проверить "тварь ли он дрожащая". Подслушанный в кафешке разговор о местном судье, который выносит противозаконные решения и ломает судьбы, становится судьбоносным для самого Эйба. Его эврика приходит к нему в виде плана убийства чиновника, которое представляется ему, теоретику, делом во сто крат практичнее, чем все философские статьи. Запах крови восстанавливает ему разом аппетит, потенцию и настроение.

Казалось, мало что может спасти этот довольно предсказуемый фильм Аллена, но спасает его музыка, всегда играющая у режиссера важную роль. На этот раз основной темой стала "The In Crowd" Рэмси Льюиса 1965 года, именно ее блюзовый ритм придает повествованию хоть какую-то динамику. Аллен показывает Эйба Лукаса одновременно привлекательным и отталкивающим. Здесь он особенно верен нуар-эстетике, идущей от Хичкока. Однако в целом персонаж его настолько неловок, что в трагическом финале вызывает, как ни странно, смех.

Режиссер то ли постеснялся, то ли пожадничал дать Хоакину Фениксу достаточно материала, чтобы тот сумел превратить Лукаса в мыслителя, убедительно цитирующего Хайдеггера, а не в размазню, что мы видим на экране. Весь фильм напоминает скорее эскиз, чем законченную работу. В конечном счете Вуди Аллен исповедует простейшую, но исправно работающую теорию: не рой другому яму, сам в нее попадешь. Возможно, даже не фигурально.

Елена Кравцун

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢