Вернувшиеся бойцы решают проблемы с помощью гранат: как помочь людям, видевшим пекло

Точка зору

Многие военные нуждаются в психологической помощи.

В последнее время вче чаще начали появляться сообщения о том, что военные, вернувшиеся из зоны боевых действий, преступают черту закона и совершают необъяснимые поступки. Достаточно вспомнить, как недавно в Харьковской области бывший боец бросил в окно иномарки с тремя незнакомцами гранату, которая, к счастью, не взорвалась. Также, в июле, в Полтавской области милиция задержала участника боевых действий, который пришел в приемную мэра города Комсомольск с боевой гранатой в руках. А в Волынской области 42-летний военный, прибывший на ротацию, после ссоры с женой взорвал гранату на приусадебном участке. Последний вопиющий случай – боец батальона "Сич", который семь месяцев пребывал в зоне боев, подозревается в том, что бросил гранату в толпу нацгвардейцев. Погибли три человека, еще более 120 получили ранения.

Объяснить причины неадекватного поведения среди военнослужащих, вернувшихся с войны, мы попросили Наталью Мась, начальника отдела научно-исследовательского центра Военного института КНУ им. Т.Шевченко. Эта женщина сама была в зоне боевых действий как военный психолог, напрямую работая с украинскими военными.

"Друзья" или "враги"

Военные, побывавшие в самом пекле боевых действий, воспринимают мир в черно-белом цвете, где есть только "друзья" или "враги".

"Бойцы, которые возвращаются домой после длительного пребывания на войне, совершенно не готовы к нормальной жизни. За время отсутствия у них произошли серьезные изменения на подсознательном уровне: мир воспринимается в двух тонах, в черном или белом, а человек – исключительно, как друг, или враг. Война формирует у бойцов чувство ответственности, уверенности в себе, командире и оружии. А когда они возвращаются в мирную жизнь, то ждут от окружающих соблюдения тех же четких "военных" законов и принципов", – рассказывает Наталья.

Например, ситуация: в кафе посетителю в форме принесли бутерброд на влажной тарелке или посадили за грязный стол. По общепринятым понятиям – это не хорошо. Но обычный человек более-менее спокойно отреагирует на такую ситуацию, а военный – нет. По словам Натальи, боевые условия предрасполагают к тому, что бойцы должны быть в постоянной готовности к выполнению заданий. И если тот же официант, продавец и даже чиновник не может выполнить поставленное задание, значит, он заслуживает наказания. Ведь на войне, боец, который не выполняет свои задачу, подвергает опасности жизни других. Он автоматически становится "врагом", а значит – его нужно "уничтожить".

"Если в тылу, хоть кто-нибудь покажет военному, что они против него, а для этого иногда достаточного косого взгляда, значит, тот человек автоматически попадает в категорию "врагов". А на войне они привыкли решать проблему просто – враг должен быть уничтожен", – говорит наша собеседница.

Когда же бойцы попадают в семейную обстановку, то жена, не осознавая, что происходит с мужем-военным, может сама провоцировать его на агрессию, рассказывает психолог.

"Например, она выбросила любимое кресло или разбила дорогую сердцу кружку. Этим супруга вызвала у него негативные эмоции: "ситуацию не в мою пользу мог изменить только враг". Жена не понимая, что происходит, начинает с ним спорить и требовать адекватного поведения. А враг, по логике бойца, который спорит, подлежит "уничтожению", – добавляет Наталья.

Такое поведение может распространяться на детей военного, родителей и друзей.

"Военное братство формирует отношения, в каких необходимо доверять только кому-то одному или только проверенным побратимам. Поэтому, самыми близкими людьми для них становятся или однополчане, или те, кто смогут доказать, что ему можно доверять. Иногда, на это уходят годы, а иногда доверие к близким не восстанавливается никогда. И когда посторонний спрашивает: "А ты убивал? Как много видел погибших?", это сильно травмирует бойца. Он не готов делиться сокровенными переживаниями с чужими. В это время погибали его друзья…", – отмечает психолог.

Как помочь

По утверждению психологов, в первую очередь, нужно информировать общество, что люди, вернувшиеся с войны, нуждаются в понимании и поддержке.

"Жена и близкие должны проявлять терпение, не провоцировать, не обижаться. Поддержка и благодарность за все, что они сделали – помогут быстрее вернуться бойцу в реальную жизнь. Вступать в открытый конфликт с ними нельзя. Понимание, выдержка и время – главные союзники в желании вернуть воина в семью и общество. Важно учитывать, что может пройти много времени пока эти люди научаться жить по-новому… Чем же может ему помочь? Да просто напомнить: "Ты умеешь быть сильным, ведь ты выжил на войне, и именно ты можешь давать пример другим, именно ты можешь помочь тем, кто в тебе нуждается", – говорит Наталья Мась.

Общение на этапе возвращения, как утверждает психолог, очень важно именно с близкими людьми, чтобы возобновить прежние партнерские и доверительные отношения. Им не помогут курорты или путешествия в одиночестве. При этом, бойцам и их родственникам должны помогать психологи, военные специалисты, волонтеры, а также бойцы, которые уже справились с аналогичными проблемами.

Обычным же людям, которым приходится общаться с военными, нужно помнить: нельзя ставить провокационные вопросы.

"Бойцы, которые много пережили, очень неохотно идут на контакт. Но если их не провоцировать на агрессию своим поведением и лишней любознательностью, то они понемногу успокоятся", – добавляет Наталья.

По ее словам, сейчас уже создаются организации, в которых оказывается поддержка ветеранам. Очень важно, чтобы в таких организациях работали психологи, а бойцы имели возможность пообщаться с собратьями. Принцип существования таких организаций – "я доверяю только своим". Там военные смогут общаться с "равными": людьми, которые были там и вместе воевали, вместе выстояли и смогут поддержать друг друга в мирной жизни.

"Если ничего не делать и ждать, что все само собой утрясется, то в нашем обществе появятся тысячи людей с надломленной психикой и немотивированной агрессией. Уровень преступности может возрасти в десятки раз: такие парни склонны к поискам "своей правды". Все может скатиться к повторению майданов, протестов, отжиму бизнеса, мол, "я это заслужил, пока ты тут отсиживался". Будут распадаться семьи, и вырастать несчастные дети. Но это – самый худший прогноз", – рассуждает Мась.

Но существует и позитивная сторона. "Если с ними провести правильную работу, то эти люди могут сменить общество к лучшему. Война или уничтожает, или делает человека уникальным, благодаря качествам, которые они приобрели во время сражений. И если позволить и помочь им правильно использовать их приобретенные знания, опыт, мудрость, честность и умение справиться с любыми трудностями, у нас будет самое сильное государство", – подчеркнула психолог.

Татьяна Самотый

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢