Театр на ощупь

На "Фриндже", самом большом театральном фестивале в мире, публике надо быть готовой ко всему: тем, кто привык, что в театре можно устроиться в полутемном зале и безопасно вздремнуть, в столице Шотландии в августе делать нечего.

Описание одного из спектаклей обещает, что за зрителями будет гоняться девушка с ножом — я лично не решился на такой эксперимент. А в поисках паратеатральных приключений решил сначала ограничиться спектаклем компании "Верити стэнден" под названием "Объятие". Перед началом всех пришедших просят оставить при входе сумки, положив в них телефоны и очки.

После окончания, в свою очередь, попросят положить в коробку деньги сколько не жалко: спектакль играется в ежегодной программе "Форест Фриндж", известной тем, что представления в ней даются совершенно бесплатно, потому что они альтернативны до такой степени, что брать заранее у зрителей деньги небезопасно.

Стулья по залу расставлены в беспорядке, порядок же здешний заключен в том, что, выбрав стул, нужно завязать глаза повязкой и не подглядывать. Сначала абсолютную темноту ничего не нарушает, потом раздается шорох шагов, очевидно, в зал входят люди. Спустя минуту они начинают тихо петь а капелла, потом пение становится все громче, потом обрывается, но прямо около себя ты слышишь дыхание, до тебя дотрагиваются чьи-то руки, поднимают тебя, поворачивают и просят обнять того, кто стоит рядом.

Пение актеров, сглаживая известную неловкость происходящего, то стремится куда-то к высям хорала, то спускается к лирической жалостливости, да и интимность объятия меняется — от вежливой танцевальной позы до действительно крепкого объятия с поющей (или поющим). Но вот и пение кончается, остается только громкое дыхание невидимого партнера.

Длится этот тактильный театр, кажется, не более четверти часа, потом все идет в обратной последовательности — тебя сажают на стул, истекает звук, затихают шаги, и через минуту можно развязать глаза. Интересно было бы поговорить с актерами: как они договариваются, кто к кому из зрителей подходит, что чувствуют сами, каково оставаться анонимами.

В спектакле "Деньги" публике, напротив, следует смотреть во все глаза — во-первых, потому, что представление проходит в пышном историческом зале Городской палаты Эдинбурга, а до этого его можно было увидеть даже в британском парламенте. Во-вторых, потому что нас просят быть свидетелями. Компания "Калейдер" специализируется на создании игровых моделей, в которых зрители сами становятся исполнителями ("participatory theatre" называется).

Публика в "Деньгах" между тем поделена на две части: одни, честно заплатив за билет, образовали банк наличных денег, лежащих на столе в центре комнаты, другие же, пришедшие, подобно гостям шоукейса Британского совета, бесплатно, рассаживаются подальше от стола с деньгами. Задача первых — за полтора часа прийти к единогласному инвестиционному решению и подписать документ. Роль вторых — безмолвно наблюдать за честностью первых. Если же у кого-то из свидетелей нет сил молчать или вдруг появляется интересная идея, можно, положив на стол £10 и звякнув старинным колокольчиком, присоединиться к кружку бенефициаров.

Через полтора часа, когда электронное табло с обратным отсчетом времени показывает нули, в зал возвращается строгая дама и просит показать вердикт. (По правилам, если договориться не удалось, деньги переходят участникам следующего сеанса.) В моем случае застольное решение вышло отличным: вкладчики решили отказаться от призрачного соблазна получить прибыль и передали деньги в благотворительный фонд.

Но все-таки это не самое важное — не потому, что сумма невелика, а потому, что проект, разумеется, сделан не о деньгах, а о механизме принятия коллективных решений и спонтанной коллегиальности. Что касается механизма выполнения решения вкладчиков, то тут остается лишь надеяться на честность компании "Калейдер".

Подставляя на свое место каких-нибудь московских обывателей-театралов, после многих спектаклей "Фринджа" так и слышишь недоуменные возгласы: "Это не театр!" По окончании перформанса "Струнный хор" компании "Реклес слиперс" эти выкрики были бы, наверное, особенно возмущенными. Пять красивых молодых женщин в строгих черных платьях минут сорок занимаются тем, что распиливают ножовками пять приготовленных для них стульев. Истово и сосредоточенно, принимая все более неудобные и даже опасные позы, они отпиливают кусок за куском — сначала от ножек, потом от спинки, потом на дрова идут и сиденья.

Впрочем, в способе уничтожения мебели проявляется разница и характеров, и темпераментов актрис, хотя между ними нет соревнования, а к общей цели они приходят одновременно. Когда же по окончании каждого этапа работы они вдруг застывают, спокойно и победоносно глядя в зал, становится даже не по себе. В общем, красиво пилят, достойно и незабываемо — далеко не каждый "Гамлет" или "Вишневый сад" так отчетливо запомнишь.

Роман Должанский

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢