Застой на быстром рынке

Публікації

До кризиса-2008 рынок быстромонтируемых зданий (БМЗ) был в Украине одним из самых динамичных и быстрорастущих. Ежегодный прирост держался на уровне 40%, а рыночный оборот в 2007 году достиг 340 млн евро. Затем в 2008-2009 произошел спад на 40%, сопровождавшийся ослаблением цен. Постепенное восстановление, поддержанное проведением Евро-2012, прекратилось в том же году, а в 2014 было торпедировано новым, теперь уже внутренним экономическим кризисом. И сегодня операторам приходится бороться за выживание.

Структура рынка

К БМЗ относятся сооружения из стальных и других конструкций, подготовка которых к эксплуатации занимает с нуля всего лишь несколько месяцев. БМЗ делятся на каркасные (для больших объектов) и блок-модульные (для мобильных офисов, мобильного жилья и т.п.). При этом объем первого из сегментов намного больше, чем второго. Модульные БМЗ отличаются тем, что компонуются из уже готовых типовых блок-контейнеров.

Также БМЗ характеризуются унифицированными проектными решениями и максимальной заводской готовностью компонентов. Каркасные строения могут иметь площадь до сотен тысяч квадратных метров, высоту внутренних помещений до 10-12 м, большие внутренние пространства без несущих конструкций. Здание площадью 1 тыс. кв. м силами бригады до 10 человек монтируется менее чем за 1 месяц, площадью около 4 тыс. кв. м – 3-4 месяца. Основные потребители – торговля (супермаркеты, автосалоны и др.), логистика (склады), промышленность.

Среди участников рынка есть и зарубежные, и внутренние производители. К первым относятся отечественные отделения компаний Llentab, Lindab (обе – Швеция), Ruukki (Финляндия), Pruszynski (Польша) и др., а среди отечественных лидируют "Укрстальконструкция", "Атлас Ворд Билдинг Системс" (Киев), Житомирский завод ограждающих конструкций, "Мастер-Профи-Украина" (Днепропетровск), "Металлист-Стройметаллконструкция" (Харьков), Светловодский завод БМЗ, "ПСМ-Профиль" (Полтава). Так, "Укрстальконструкция" – это крупный вертикально интегрированный холдинг, включающий 5 предприятий металлоконструкций. Отдельно отметим выпуск БМЗ непрофильными производителями – машиностроителями, металлургами и др., которые тем самым или удовлетворяют свои потребности, или диверсифицируют бизнес. Пример последнего – так называемые экспериментально-механические заводы. В целом украинские поставщики и раньше занимали на рынке примерно 75%, а сейчас доля импорта просела до 10% и менее.

Известно, что ключевой причиной роста спроса на БМЗ в 2005-2008 годах было активное строительство коммерческой недвижимости, прежде всего торговой и складской. После кризиса-2008 многие проекты были заморожены, что сразу сказалось на рынке быстровозводимых сооружений. Восстановление началось уже в 2010 и с переменным успехом продолжалось до середины 2012, когда внутренние продажи снова начали сокращаться. Это увеличило долю экспортных контрактов, говорит директор ООО "ПЕМ Украина" Александр Мартынюк. До того она не превышала 10-15%, а затем почти все крупные поставщики стали активно работать с потребителями из России, и данная цифра уже в 2013 году выросла до 30-40%.

Дно и прогноз

А затем пришел 2014 год, когда обороты рынка снизились на 15%, до уровня 2004, а это менее 100 млн евро. При этом изготовление различных металлоконструкций в Украине рухнуло сразу на 32%, до 117 тыс. тонн, а загрузка профильных мощностей уменьшилась на 12 процентных пунктов, до 26%. Отток инвестиций и почти полное прекращение корпоративного кредитования спровоцировали годовой обвал строительства на 21,7%, до 50,2 млрд грн. Эта тенденция усиливается: за 8 месяцев 2015 года относительно января-августа-2014 оно упало еще на 24,6%. Это резко обострило конкуренцию, включая ценовую, хотя операторы вынуждены повышать цены из-за резкой девальвации гривны. Многие работают в ноль или с минимальной прибылью, что влияет и на качество, поскольку производители урезают себестоимость, в том числе за счет нарушения технологических норм.

Некоторые компании уже остановили свои мощности или вовсе ушли с рынка, а лучше всего себя чувствуют те, кто научился эффективно работать с экспортом. Особенно в Евросоюз, уточняет директор "Ллентаб Украина" Константин Иванов. Однако для поставок в Европу и Прибалтику нужно проходить непростую адаптацию норм, методов расчета, сертификацию. Производители не скрывают: им пока что не хватает опыта и знаний для полноценной работы в ЕС, хотя качество, ассортимент, цены вполне подходящие. Другие экспортные направления, кроме РФ, – это Беларусь, Азербайджан, Казахстан и другие страны СНГ. Иные регионы для наших БМЗ остаются труднодостижимыми.

Активизировался и демпинг со стороны мелких "гаражных" изготовителей, предлагающих более низкую стоимость за счет использования низкокачественного сырья и несоблюдения технологий. Практически единственным рыночным плюс-фактором является удешевление металлопроката как сырья, его стоимость продолжает падать (см. статью "Без тормозов"). Лидером по выпуску оцинкованного листа, необходимого для БМЗ, является Мариупольский МК им. Ильича, в 2014 году освоивший оцинковку и для легких стальных тонкостенных конструкций. Другие поставщики металла с покрытием, в том числе полимерным, – "Модуль" (Каменец-Подольский), "Юнистил" (Кривой Рог), а также расположенные в неподконтрольной Киеву части Луганщины "Металлы и полимеры" (Алчевск) и "АЗСТ-Колор" (Антрацит). По имеющимся сведениям, простаивают три последних из названных предприятий.

В 2014 отечественный рынок такого проката был наводнен продукцией из Китая (до 50% импорта), но она считается недостаточно качественной ввиду более тонкого цинкового и полимерного слоя. Наряду с этим производители БМЗ импортируют широкополые балки, швеллеры, некоторые виды труб. Отметим, исходные материалы – металл, цемент – играют главную роль в себестоимости БМЗ-проектов, тогда как доля монтажа и других работ заметно меньше. Вообще же цена складывается из таких статей затрат: проектирование, каркас, ограждающие конструкции – стены, кровля, окна и пр., а также фундамент; инженерные сети (электрика, сантехника), технологическое оборудование.

Что же до спроса, то основную его часть ныне составляют проекты небольшой по рыночным меркам площади – до 10 тыс. кв. м. В основном это торговые объекты, а также промстроения, связанные с хранением и переработкой агропродукции. Кроме того, ряд различных заводов используют кризисный момент для расширения своих мощностей, главным образом за счет собственных средств без подключения кредитов. И это ограничивает объем вложений. А в нише логистики и складов спроса почти нет. Год назад допускалось, что многие проекты будут разморожены в 2015 году, но дальнейшее ухудшение экономической ситуации удержало инвесторов от этого.

Сегодня такие допущения делаются на 2016 год, на фоне возможной стабилизации экономики и начала ее восстановления. Впрочем, по экспертной оценке, годовой прирост украинского рынка БМЗ вряд ли превысит 10% даже в самом оптимистичном случае.

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢