Красота — бесстрашная сила

В Театре на Елисейских Полях состоялась премьера балета "Богини и демоницы" в постановке и исполнении испанского хореографа Бланки Ли и балерины Большого театра Марии Александровой. Из Парижа — МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.

Премьеру "Богини и демоницы" ждали несколько месяцев. В Париже у Бланки Ли сложился свой круг поклонников, причем преимущественно это не балетная публика. 52-летняя испанка давно и последовательно несет хореографическое искусство в модные массы.

Ставит дефиле для Стеллы Маккартни и Жан-Поля Готье, шоу для выступлений Лили Аллен и Кайли Миноуг, придумывает танцевальные инсталляции и флешмобы, работает с режиссерами — была хореографом в фильмах Мишеля Гондри, Педро Альмодовара и Андрея Кончаловского, сама снимает фильмы — рекламные, телевизионные, короткометражные, исправно выпускает новые спектакли для своей труппы, которая в 2013 году отпраздновала двадцатилетие.

В последнем — "Робот",— созданном два года назад на танцфесте в Монпелье, речь шла о компьютерах и цифровых технологиях, поработивших человека. Сцену танцорам пришлось делить с настоящими роботами.

В "Богинях и демоницах" Бланку Ли бросило в другую крайность: вместо новых технологий — греческая мифология, вместо механического движения — грациозность балетного па. Изначально в партнерши планировалась Мари-Аньес Жилло, этуаль Парижской оперы охотно соглашается на современные, экспериментальные проекты вне родного театра, но на этот раз что-то не сложилось, и выбор Бланки Ли пал на Марию Александрову.

Солистка Большого театра всю жизнь добивалась карьеры классической балерины, несмотря на небезупречность формы. И всю жизнь с ней хотели работать современные авторы — от Алексея Ратманского до Раду Поклитару. И только после 35 лет, когда на горизонте замаячила пенсия, классика стала даваться все труднее, техническая сторона профессии отошла на второй план, а желание танцевать только возросло, Александрова пустилась во все тяжкие современной хореографии.

Станцевала и "Укрощение строптивой" Жан-Кристофа Майо, и "Героя нашего времени" в постановке Юрия Посохова, и "Занавес" Вячеслава Самодурова. Участие в спектакле Бланки Ли — ее первый проект за пределами России.

Темой своего спектакля "Богини и демоницы" Бланка Ли и Мария Александрова выбрали мифологию. На деле же их интересуют не божественные, а вполне земные женские заботы. Наряды, украшения, перевоплощения из муз в фурий и обратно, коварство, секс — и чтобы все было как можно красивее и эффектнее. В чем спектакль действительно нельзя упрекнуть, так это в отсутствии зрелищности. Для каждого эпизода — новое платье авторства Алайи, Теале или Готье c декольте, шлейфами, масками и диадемами и новая видеопроекция.

То на сцене кишат змеи, выползающие из голов танцовщиц, словно они горгоны Медузы, то горит огонь, летят искры и дым стоит коромыслом, то она превращается в благоухающий сад с распускающимися цветами — все это призвано отразить непостоянство женской натуры. Хореографию Бланка Ли и Мария Александрова придумывали исходя из собственных вкусов. Ли замешивала фламенко, хип-хип и свободный танец, делая акцент на сильном верхе и руках. Александрова поставила на неоклассику: вышколенное балетное тело выдавало гимнастические растяжки, стремительные вращения и яркие визуальные образы.

Так, например, в открывающем соло зеркальное покрытие на полу превращало балерину в многорукого и многоногого монстра — излюбленный прием американца Мозеса Пендлтона. В дуэтах приходилось идти на компромиссы, чтобы разница возможностей не бросалась в глаза, это желание рождало других монстров — помесь танцовщиц кабаре с самодеятельностью.

Действие все время балансировало на грани китча, с каждым эпизодом повышая градус страстей и темпераментности. Некоторые зрители катарсиса так и не дождались: пока артистки меняли наряды, они вежливо покидали зал.

Мария Сидельникова

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢