Мракобес понарошку

В московской галерее Гари Татинцяна открылась выставка американского живописца Питера Соула, выдающегося борца с вежливостью и хорошим вкусом. Это первая сольная экспозиция 82-летнего художника в России. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

"Одинокий волк" — так иногда аттестуют Соула — долго ждал лучей славы, хотя начинал вместе с пионерами поп-арта, давно окаменевшими в пантеоне послевоенной живописи. Коммерческий интерес к Соулу возник в конце нулевых, в 2010-м его картины продавались в галерее Haunch of Venison, контролируемой аукционным домом Christie`s, потом пошли ретроспективы в музеях, хотя не в крупных городах.

Случилось еще кое-что не в мире искусства, а в массовой культуре: авторы сериалов открыли привлекательность морально неустойчивых и сомнительных во всех отношениях героев, подарив телезрителям Дона Дрейпера из "Безумцев", Уолтера Уайта из "Во все тяжкие" и Фрэнка Андервуда из "Карточного домика". И недаром галерея Татинцяна в шутку предлагает "позвонить Соулу" — в честь спин-оффа сериала "Во все тяжкие", рассказывающего историю беспринципного адвоката, чье имя случайно совпадает с фамилией художника.

Питер Соул, безусловно, не мошенник и тем более не преступник, но с общепринятыми разновидностями хорошего вкуса у него разговор короткий. В юности он несколько лет прожил в Париже, писал абстракции, как тогда было принято, но в 1958 году увидел в ларьке журнал Mad, главный сатирический орган Америки, и решил ввести в картины элементы карикатуры. Вернувшись в Штаты в 1964 году, на заре поп-арта, Соул получил относительную известность серией полотен про войну во Вьетнаме, но на большой сцене не закрепился, уехал в Техас преподавать и несколько десятилетий продавал по одной-две картины в год.

В восьмидесятые его открыло новое поколение постмодернистов вроде Майка Келли и Пола Маккарти, стремившихся преодолеть все и всяческие табу как в выборе техники, так и сюжетах. Особой известности Соулу любовь молодежи не принесла, и его все еще называли "художником для художников", а влияние таких фигур ограниченно, они всего лишь приквелы для настоящих талантов. И вот недавно, когда художнику было уже за семьдесят, его стали выставлять много и полноценно. Соул дождался своего часа, ничего не меняя ни в искусстве, ни в принципах.

И картины, и интервью художника полны вещами, которые нацеленным на нормальную карьеру авторам не могли бы присниться и в страшном сне. Энди Уорхола Соул не считает художником и называет "фотографом с печатным станком". Интересуется Бужеро и Жеромом, сладчайшими французскими академистами XIX века, в полемике с которыми рождался импрессионизм. Не читает умные журналы и презирает художников, выпячивающих свои взгляды на мир. В искусстве Соул постоянно ищет темы поострее и пишет их в удивительной манере, напоминающей и комиксы, и сюрреализм одновременно.

Его персонажи сойдут за слегка подсохшее на солнце желе из порошков самых ярких оттенков, и каждый из них в первую очередь химера воспаленного сознания и только во вторую — узнаваемый образ. Уорхол фигурирует в виде трехголового чудища с пятью женскими грудями на картине "Рождение поп-арта".

Жаргон академического арт-критика пародируется в работе "Vive la difference" (difference — термин французского философа Жака Деррида), где мужчина в пижаме милуется с аморфным созданием, наделенным весьма необычным набором вторичных половых признаков. Картина напоминает непристойный анекдот про натурщицу Пикассо, у которой части тела поменялись местами, и это неспроста: для Соула искусство — занятие принципиально несерьезное, игровое.

Кажется, что, как Владимир Сорокин в русской литературе, Соул задается целью посмотреть, что вытерпит американская картина, сколько табу можно нарушить на ограниченной четырьмя стенами площади. Как и Сорокин, кстати, он любит погружаться в историю и живописать известных людей прошлого — по-своему, конечно. Вот, например, двойной портрет Сталина и Мао в виде титанов, отрывающих головы фашистским солдатам. Рядом, как будто в рифму, расхаживают "Доисторические женщины", а вокруг, как куры, бегают их незадачливые партнеры, тоже без голов.

Еще одно обращение к всемирной истории — полотно о падении Константинополя в 1453 году, где гигантские бравые турки снова режут христианских святых. Политической или общественной позиции здесь нет и в помине: Соул настаивает, что пишет все это лишь для того, чтобы в картине происходило что-то интересное. "Сегодня все очень стараются не выглядеть расистами и сексистами",— рассказывал в одном интервью художник.

"И я, конечно же, стремлюсь казаться и тем и другим". Тут важное слово — "казаться". Мракобесие у Соула — лишь прием, который помогает обозначить реальные границы возможного в человеческом общении и сметает напрочь условности, выдуманные только ради приличия.

Валентин Дьяконов

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢