Evraz снова готов покупать

Точка зору

Большие покупки закончились, теперь компания будет делать ставку на органический рост», – заявил в июне 2012 г. бывший вице-президент Evraz по финансам Джакомо Байзини, после того как в 2005–2010 гг. Evraz тратил в среднем $1,6 млрд в год на покупки активов и $700 млн на капзатраты. С тех пор покупок и не было, говорит представитель Evraz. Единственное исключение – увеличение доли в «Распадской» с 50 до 100% в 2013 г. Но сделка была оплачена не деньгами, а акциями Evraz.

Теперь Evraz вновь меняет курс. Компания будет изучать возможности расширить угольный бизнес, рассказал «Ведомостям» вице-президент Evraz и руководитель дивизиона «Уголь» Сергей Степанов. По его словам, за четыре года компания оптимизировала портфель угольных активов, продав или закрыв несколько предприятий, практически полностью вышла из производства энергетического угля и значительно повысила эффективность. С 2012 г. Evraz продал «Абаканский» и «Тейский» рудники вместе еще с несколькими непрофильными активами за 10 млн руб., шахту «Грамотеинская» за 10 000 руб., Высокогорский ГОК за $20 млн, шахту «Юбилейная» за $1 и законсервировал шахту «Абашевская».

«Быстрых решений, как развивать и наращивать угольный бизнес, на сегодня не существует», – оговаривается Степанов. С одной стороны, запасы самых востребованных марок коксующегося угля – «Ж» и «К» истощаются во всем мире. С другой – входить в новые проекты, например, в Якутии или Туве сложно в связи с их удаленностью, рассуждает топ-менеджер. Степанов отмечает, что компании «предстоит изучить всю базу работающих предприятий, выставленных на продажу, а также лицензий на разработку и выбирать из того, что есть».

В целом российский рынок коксующегося угля профицитный. В 2015 г. было добыто 82,5 млн т угля, из них использовано в России всего 65,1 млн т, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Марки «Ж» и «К» обязательно должны использоваться в угольной смеси для производства чугуна в пропорции 40% каждая, остальные 20% приходятся на менее качественные марки коксующегося угля, говорит Халиков. В последние несколько лет российский рынок этих марок был более-менее сбалансирован, в следующем году может образоваться существенный дефицит, если не возобновится производство на воркутинской шахте «Северная» «Северстали», отмечает Халиков. При этом при любых условиях пока полностью обеспечены своими углями Evraz, «Северсталь» и «Мечел».

У Evraz на марки «Ж» и «К» приходится около 20% добычи. Каковы запасы премиальных марок, компания не раскрывает, общие запасы на «Распадской» – 1,3 млрд т.

«Мы оцениваем, каких марок угля нам не хватает, какие марки выбывают в связи с исчерпанием запасов <…> Таким образом, в течение нескольких лет мы намерены определиться с тем, как нам развивать угольный бизнес на долгосрочную перспективу», – говорит Степанов. Приобретение месторождений энергетического угля Evraz не рассматривает.

Evraz даже в нынешних непростых условиях способен генерировать существенный денежный поток, говорилось в опубликованном неделю назад обзоре рейтингового агентства Moody’s. Впрочем, агентство отмечает высокую долговую нагрузку компании – соотношение чистый долг / EBITDA на конец 2015 г. составляло 3,7. И существенного ее снижения Moody’s не ожидает.
Коксующийся уголь подорожал до $101 за 1 т, это максимум с апреля 2015 г.

У Evraz на счетах $1,4 млрд, указывает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. Так что компания чисто гипотетически может даже сейчас начать покупать активы. Но это может быть ограничено ковенантами по евробондам и кредитам, отмечает Ализаровская. Ее коллега из БКС Кирилл Чуйко считает, что речь может идти о небольших активах или лицензиях. Но станет ли компания это делать, зависит от того, насколько приобретение активов будет выгоднее покупки углей на стороне при истощении собственных запасов. В любом случае сделка может быть и безденежной. У компании на конец 2015 г. было на балансе 7,2% казначейских акций, напоминает Чуйко. Найти объект для покупки будет сложно, считает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Отрасль сильно консолидирована.

По словам Степанова, очень важен вопрос цены: «Значительная часть угольных активов закредитована. Даже если есть отдельные хорошие активы, то либо они с большим долгом, либо имеют слишком маленькие запасы к отработке, а следовательно, сравнительно короткий срок жизни».

Виталий Петлевой, Александра Терентьева

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢