Китай скупает шахты

Точка зору

Китайские компании нарастили скупку иностранных горнодобывающих предприятий до $4,5 млрд. В основном их интересует медь и золото, география самых значительных сделок — Африка и Латинская Америка. К российскому рынку китайцы относятся с осторожностью и крупных покупок тут пока не делают.

Китайские инвесторы скупают горнодобывающие активы за пределами своей страны. За первое полугодие 2016 года китайские компании и фонды приобрели зарубежные горнодобывающие активы на сумму около $4,49 млрд, что на 18,2% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года ($3,8 млрд).

За последние полтора года китайские инвесторы и вовсе потратили рекордные $8,7 млрд на 22 сделки по приобретению шахт и комбинатов во внешнем мире.

Это более чем в четыре раза больше, чем у США, которые заняли вторую строчку в рейтинге по объемам трансграничных сделок по покупке горнодобывающих активов, отмечается в отчете консалтинговой компании Baker & McKenzie.

На долю компаний из Азиатско-Тихоокеанского регион пришлось 70% от всех трансграничных сделок, осуществленных за последние полтора года.

«В последнем полугодии интерес Китая к добывающему сектору вернулся. <…> Теперь он включает в себя высокотехнологичные минералы и цветные металлы», — резюмировал глава департамента по вопросам горнодобывающей промышленности в Baker & McKenzie Джон Моллард.

Горнодобывающий сектор достиг дна, отмечается в отчете, и этот факт привлекает мировых инвесторов, которые надеются воспользоваться этой возможностью и купить активы по наиболее выгодной цене.

«Китаю всегда было интересно развитие в добывающем сегменте. В последнее время на этом рынке была достаточно большая волатильность, цены на металлы упали, а доступность активов для приобретения выросла», — пояснил аналитик БКС Кирилл Чуйко.

Наиболее привлекательными для китайских инвесторов оказались месторождения таких металлов, как медь и золото, а также в целом цветных металлов.

Самой крупной трансграничной сделкой в горнодобывающем секторе с участием китайских инвесторов стало приобретение медной шахты Freeport-McMoRan в Конго, за которую китайская компания China Molybdenum заплатила $2,65 млрд. Она же приобрела бразильское месторождение ниобия и фосфатов у международного горнорудного конгломерата Anglo American за $1,5 млрд.

Крупной сделкой по золотодобывающим активам стала покупка китайской Sichuan Railway Investment Group (SRIG) медного и золотодобывающего месторождения в Австралии почти за $300 млн.

Китайским инвесторам отошел и ямайский бокситно-глиноземный комплекс Alpart, ранее принадлежавший российской металлургической UC Rusal. Покупателем выступила китайская компания Jiuquan Iron & Steel (Group). Стоимость сделки составила $299 млн.

Интерес китайских инвесторов к меди связан с тем, что по этому металлу Китай испытывает некоторый дефицит. «В меди у Китая низкая самодостаточность», — отмечает Чуйко. В первом полугодии 2016-го Китай импортировал 4,67 млн т этого металла, что на 22% больше, чем в первые шесть месяцев 2015 года.

Что касается золота, то это традиционный объект инвестиций, особенно для инвесторов из стран с развивающейся экономикой. Подогрели интерес к золотодобывающим активам и котировки золота на мировых рынках: с января 2016 года желтый металл подорожал почти на 25%, до $1314 за тройскую унцию.

Непосредственно на российском рынке Китай тоже осуществил ряд небольших сделок. Так, консорциум китайских инвесторов Highland Fund, в который вошли ведущие компании КНР, купил 13,33% в проекте «Норникеля» по освоению Быстринского медно-железорудно-золотого месторождения в Забайкальском крае. Сумма сделки составила $100 млн. При этом гендиректор «Норникеля» Владимир Потанин в марте не исключал дальнейшего увеличения доли Китая вплоть до 20%.

Освоением месторождения марганцевых руд в Хакасии также займется китайская компания Sinosteel Engineering & Technology. Соответствующее соглашение было подписано между правительством республики, российской компанией «Чек-Су» и китайской Sinosteel на прошлой неделе.

Но в целом китайские компании с осторожностью смотрят на российский горнодобывающий сектор как на объект инвестиций.

Это связано с тем, что китайские инвесторы особое внимание уделяют наличию договоренностей на государственном уровне и без них не готовы осуществлять финансовые вложения в развивающиеся экономики.

В целом причина, по которой китайские компании и инвестфонды скупают горнодобывающие активы, заключается в стремлении Китая обеспечить себя стабильными и предсказуемыми поставками сырья.

«Постоянная доступность сырья для Китая остается приоритетом», — отметил Чуйко.

Ареал их интересов — страны Африки и Латинской Америки — объясняется тем, что инвестиции в экономики этих стран сопряжены с рисками политической нестабильности. Инвесторы из стран с развитой экономикой обычно не готовы рисковать, поясняет аналитик. Это понижает стоимость этих активов на рынке, что и привлекает китайских инвесторов.

Елена Платонова

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢