Театр одного баритона

Звезды европейской сцены Маттиас Герне и Фрайбургский барочный оркестр исполнили в зале Чайковского программу из трех кантат и одного концерта Баха, чем расширили не только барочную палитру московского филармонического сезона, но и представления о том, какой может быть на концертной сцене баховская музыка. ЮЛИЯ БЕДЕРОВА с удивлением обнаружила, что она может звучать будто между делом.

Новую версию кантат Баха, сделанную выдающимся оперным и камерным певцом Маттиасом Герне с Фрайбургским барочным оркестром (предыдущая записана с Роджером Норрингтоном и зальбургским оркестром Camerata Academica) в январе слушают не только в Москве, но и в Берлине, Стамбуле и Гетеборге. Концерт в филармонии — часть небольшого турне, которое заканчивается сейчас в Роттердаме и, судя по общей для всех концертов компактности программы, а также по характеру московского исполнения, сделано немного на бегу.

Кантаты Баха — этот, словами баховского специалиста Филиппа Херревеге, "фантастический мир, преисполненный не только духовности, но и чисто человеческой поэзии" — у Герне с Фрайбургским оркестром звучат заметно более буднично, камерно и по-домашнему лирично. Эти версии было бы совсем сложно сравнивать, если бы на московской сцене они появлялись к каждому празднику или хоть сколько-нибудь регулярно. Но кантаты исполняются редко, и кантатная программа Херревеге, прозвучавшая в Москве ровно год назад, хорошо запомнилась.

Она не произвела такого же эффекта, как давние "Страсти по Матфею", когда от звучания Баха в Большом зале Московской консерватории как будто мир перевернулся, но все равно изумила и формальным совершенством, и специфической манерой Херревеге превращать баховскую музыку в действо откровенно литургического свойства, на глазах меняющее концертную практику.

У Герне кантаты (в первом отделении — "Ich will den Kreuzstab gerne tragen" и "Der Friede sei mit Dir", в финале — "Ich habe genug") звучат совсем иначе. Главный здесь, наоборот, принцип камерной концертности с привычными для жанра подчеркнутым и виртуозным артистизмом, рельефной фразировкой, не только поэтическим, но и прозаическим обаянием.

Герне замечательно слышит в Бахе песенную природу и поет его как Шуберта, ни секунды не греша при этом против стилистической точности. Бах и Шуберт для него — один и тот же мир немецкой песенности с почти буквальными пересечениями тем и образов между двумя полюсами — барокко и романтизма.

Бах у Герне — источник Шуберта, а концертная, немного театральная, но не выходящая из границ камерности, отсылающая к домашней музыке бидермейера, манера исполнения это еще больше подчеркивает. Пластичный, многоцветный голос Герне следует за текстом кантат внимательно, осторожно и свободно одновременно. Их эмоциональная насыщенность и подвижность красок и линий отражается на вокальном рисунке.

Но, при всей ансамблевой изощренности, с которой этот рисунок сплетается с оркестровым, сочетание простоты и гибкости (оно и делает этого Баха особенным), все-таки достигается прежде всего в сольной вокальной партии. Здесь разворачивается театр одного актера, Герне. Партия оркестра, выстроенная со вниманием к ансамблевому качеству, слишком заметно отстает от него в пластичности и эмоциональности.

Это слышно не только в окраске звука: он прозрачен, ясно проартикулирован, но иногда кажется плоским, не определившимся между теплом и холодом. Это слышно и в темпах. Фрайбургские музыканты точно блюдут речевую выразительность Баха, но гипертрофированная членораздельность с отделенными друг от друга фразами, строфами, иногда даже буквами, делает форму статичной. И пока Герне вел разговор о песенности, оркестровая ткань не столько стелилась, сколько стояла, будто поэтический текст записывали на деревянной доске.

В начале второй части программы, чтобы сразу после антракта не ослепить зал мягким светом последней кантаты "Ich habe genug", оркестр достиг значительного оживления в Ре-минорном концерте для скрипки, гобоя, струнных и континуо. Особенно финал скрипачу Готфриду фон дер Гольцу и виртуозной барочной гобоистке Катарине Арфкен удался с ансамблевой бодростью. Но наступил "Ich habe genug", и склонности музыкантов к квадратному сечению проявились вновь.

И все же Герне, чуть театрализуя музыку и одновременно как будто отстраненно напевая, между делом справляется с тем, чтобы наполнить кантату движением. В финальной арии "Ich freue mich auf meinen Tod" он звучит даже с нажимом, почти торопливо. И после аплодисментов Герне, возможно, рассердившись на кого-то в зале, кому при первых звуках кантаты он погрозил пальцем, видимо, за несанкционированную съемку, или из уважения к цельности программы, а может быть, просто спеша, как будто еще раз беззвучно повторяя "с меня довольно", оставляет публику без бисов.

Действительно, вторая половина сезона у певца выглядит так, будто ему есть куда торопиться. После дебюта в партии Вотана в "Зигфриде", февральского Шуберта с Лейфом Ове Андснесом и турне с Фрайбургскими барочниками его ждет Курвенал в "Тристане и Изольде" в Венской опере, шестинедельный американский тур, работа с Даниэлем Хардингом, Даниилом Трифоновым — и так каждый день.

Пока не настанет лето и постоянные перемещения в пространстве не приостановит на время титульная роль в "Воццеке" Берга на Зальцбургском фестивале с привычным партнером-режиссером Уильямом Кентриджем.

МинПром

 

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢