С порывом от производства

В Большом зале Культурного центра ЗИЛ современная труппа "Балет Москва" представила премьеру танцевального спектакля "Завод машин", поставленного Анастасией Кадрулевой и Артемом Игнатьевым на специально написанную музыку Андрея Кулигина. Рассказывает ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

Вообще-то это событие из ряда вон выходящее. До сих пор заказывать композиторам музыку к спектаклям разрешал себе только Большой театр. Культурный центр ЗИЛ пошел по его стопам: объявил конкурс на создание музыки к 100-летнему юбилею завода и к 80-летию собственной — культурной — жизни. Победителю гарантировали постановку, конкурс выиграл Андрей Кулигин.

На премьере его "Завод машин" прозвучал в исполнении главных специалистов по современной музыке — ансамбля "Студия новой музыки" и молодого маэстро Филиппа Чижевского, вскочившего за пульт в последний момент, как на подножку тронувшегося поезда, и сбежавшего от своих музыкантов за несколько минут до завершения спектакля.

Музыканты, впрочем, тоже покинули свои места преждевременно: сначала по проходу погруженного в темноту зала прокрались к выходу медные, потом сорвались со своих мест виолончели, рысцой протрусили духовые. До последнего аккорда продержался ксилофонист, роль которого в спектакле была едва ли не основной: без его звонкокапельной перкуссии "Завод машин" явно не заработал бы.

Ненатужный юмор музыки, вносившей в лязги "заводских" шумов и запилы струнных ноту ностальгической лирики, подхватил художник-постановщик Сергей Илларионов, распахнувший сцену до каменной стены здания КЦ. Закрепленные на ней шеренги батарей центрального отопления он оплел тускловатыми "лампочками Ильича" — получилось нечто неоспоримо заводское и одновременно комнатно-родное.

Трубы, вкривь и вкось свисающие с колосников, недвусмысленно намекали на промышленное производство и в то же время выглядели натуральной супрематической композицией. Людская масса, когда танцевала в серых майках и трусах-боксерках, вроде бы обозначала сырье, людское и промышленное, а в тренчах, куртках и штанах — уже продукт, социальный и заводской.

Ту же озорную двусмысленность подхватили хореографы: Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев избежали как очевидной опасности сымитировать знаменитые образчики советской эпохи (вроде "танцев машин" ансамбля Моисеева из сюит "День на корабле" и "Праздник труда"), так и искушения выпустить на сцену персонифицированных пролетариев.

Свою задачу создания танцевального человеко-завода они — редчайший случай в отечественной практике — решили преимущественно формальными средствами, конструируя пространство, геометрию мизансцен, регулируя амплитуду танца, его темп и ритм. Куча переплетенных тел перекатывается по сцене — это первоначальный хаос созидания; куча растягивается по сцене в рыхлую диагональ, постепенно структурируется в круги, линии — процесс созидания обретает направление и цель.

Марши трудящихся со знаменем, рупором и громогласными, усиленными рупором, тезисами (типа "Единственным направлением для творчества стало конструирование функциональных машин и механизмов") вроде бы часть производственной жизни. Однако знамя здесь не носят — оно носится само (человек со стягом проскакивает из кулисы в кулису, по пути прокручивая чуть ли не кульбиты). А во время "митингов" толпа то выстраивается в пирамиду — визуальный образ структуры власти, то растекается по окрестностям сцены этакой инертной массой народонаселения.

К середине спектакля с колосников в клубах дыма спускается холодильник "ЗИЛ", вокруг него начинают роиться люди, грызя яблоки (то есть вкушая прелести грехопадения) и завязывая небурные, но вполне интимные отношения. После этого энергия спектакля иссякает — вместе с "эпохой потребления" сцену накрывает очевидный "застой", выраженный опять-таки с формальной отчетливостью: все выразительные средства перепробованы, уже виденные комбинации повторяются в других ракурсах — действие буксует, как ЗИЛ в 1970-е.

Возможно, этот ступор не запланирован хореографами, равно как и исполнительский разнобой. Среди 13 артистов-"современников" "Балета Москва" необходимой физической и технической подготовкой обладают едва ли две трети, а хорошей — человека четыре, глядя на которых и можно понять, что, собственно, за комбинации сочинили авторы. Поначалу разбалансированность танцовщиков, их несинхронность, неодинаковая амплитуда движений изрядно раздражают.

Однако со временем в самой расшатанности танца чудится некий художественный умысел: ведь если бы все артисты работали как единый механизм, доделывая поставленное до требуемого совершенства, танцевальный портрет оказался бы не похож на свой прототип — автомобильный завод имени Лихачева.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢