Должники игнорируют реструктуризацию

Точка зору

Закон о финансовой реструктуризации действует уже полгода, а все еще ни один банковский должник не решил воспользоваться упрощенной процедурой реструктуризации долгов. У банкиров и юристов много объяснений – от неидеального законодательства до ссылок на особенности построения бизнеса. Но факты беспристрастны: закон, который Нацбанком, Кабмином и МВФ позиционировался чуть ли не как «прорыв», бизнесу оказался пока не нужен.

Закон о финансовой реструктуризации вступил в силу 19 октября – больше полугода назад. Но весь прогресс за это время его действия свелся к созданию руководящих органов. В конце 2016-го на конкурсе избрали наблюдательный совет, а спустя месяц из него уже ушел Роман Шпек. Только 3 апреля 2017-го начали работать секретариат и арбитражный комитет.

«На сегодняшний день ни одной заявки от компании на проведение финансовой реструктуризации к нам не поступало», – заявила сегодня глава секретариата Юлия Костецкая. По ее словам, информация о поданных заявках будет публичной. «Уже на следующий день после поступления заявки мы опубликуем ее на сайте. Так все кредиторы, в том числе непривлеченные, смогут получить информацию о планируемых и запущенных реструктуризациях и, при желании, присоединиться к ним», – уточнила Юлия Костецкая.

Правовые проблемы

Первые желающие должники, если они появятся, столкнутся с противоречивым правовым полем, которое не отвечает на вопрос о том, как безболезненно провести процедуру реструктуризации долга. Например, до сих пор нет позиции ГФС относительно необходимости уплаты НДС должниками: нужно ли платить НДС при операциях с инвестиционной недвижимостью, имущественными правами и при уступке прав требований. Нет разъяснений по льготам для банков.

Нет утвержденной позиции и у Антимонопольного комитета. Ведь если органы взыскания, например, ГФС, спишут часть долга, такие действия могут оценить как госпомощь. А это уже попадает под действие закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который вступит в силу в полном объеме 2 августа 2017 года. «В таком случае освобождение от налогов в ходе финреструктуризации будет оцениваться на предмет того, является ли оно госпомощью и нарушает ли это конкуренцию. Будет предоставлено соответствующее заключение», – сказала главный эксперт отдела мониторинга государственной помощи департамента конкурентной политики АМКУ Елена Гадомская.

Открытым пока остается вопрос, будет ли расцениваться как госпомощь списание части долга и уменьшение процентной ставки по кредиту госбанками. «Если государство в лице госбанков будет выступать в отношениях с частными банками в качестве частного инвестора и предоставлять финансы, то такая поддержка не будет считаться госпомощью. Если же государство будет реализовывать полномочия регулятора, снижая ставки отдельному банку, то это может вредить конкуренции», – пояснила Елена Градомская. Она уточнила, что АМКУ готовит документы, в которых будут прописаны критерии госпомощи.

Кроме того, не совсем понятно, что делать с нестандартными ситуациями в ходе реализации плана реструктуризации. «На старте процесса все выглядит более-менее понятно. Но вопрос реализации плана нужно рассматривать в динамике. Ведь на момент подписания плана условия могут быть одни, а когда компания выполняет план, ситуация может измениться. Например, что будет, если должник не выйдет на определенный уровень эффективности. Важно согласовать условия досрочного прекращения реструктуризации и изначально прописывать разные варианты», – считает руководитель практики антимонопольного, корпоративного права и M&A юрфирмы N&D Сергей Беденисюк. «Правительство до сих пор не определило орган, уполномоченный накладывать штрафы на должника за нарушение им требований закона о финреструктуризации», – утверждает старший юрист судебной и арбитражной практики юрфирмы N&D, арбитр в процедуре финансовой реструктуризации Александр Кренец.

Услуга не для всех

Некоторые компании, считавшиеся одними из бенефициаров закона, уже отказались от его использования. «У нас в группе порядка 70 компаний. Принятый закон не дает нам возможности провести реструктуризацию их долга. Нужен другой инструмент. Мы видим возможность реструктуризации только через офшоры», – говорит руководитель юридического департамента агрохолдинга «Мрия» Сергей Игнатовский. По его словам, внутри Украины неплатежеспособных должников часто выгодно доводить до банкротства, а не спасать.

В случае списания части долга должники не должны платить налог на прибыль и НДС, но нормы Налогового кодекса говорят противоположное. «Зачем списывать долг и заводить предприятие в налоговую яму?» – недоумевает Сергей Игнатовский. А если кредитор решает взыскать долг через исполнительную службу, должнику придется уплатить исполнительный сбор в размере 10% от взыскиваемой суммы. Причем даже в случае, если стороны пришли к согласию и исполнительное производство было прекращено.

Отсутствие интереса бизнеса еще не значит, что он не захочет воспользоваться этой процедурой в будущем. «Никто не хочет начинать процедуру реструктуризации, которая потом может обернуться конфликтом с налоговыми органами. Сейчас больше обращаются юридические и консалтинговые компании, которые изучают узкие места закона в интересах своих клиентов», – говорит FinClub один из участников процесса финансовой реструктуризации. Бизнесу не стоит медлить – закон утратит силу в октябре 2019 года.

Впрочем, юристы считают, что финансовая реструктуризация рано или поздно все равно заработает. «В мировых обзорах указывается, что Украина – самая перспективная страна в плане скупки долгов. Поэтому процессы по закону о финреструктуризации обязательно будут запущены. Продолжительность процесса – два-три года, поэтому лучше быть проактивным и начинать реструктуризацию как можно быстрее», – считает директор, руководитель направления услуг по реструктуризации задолженности аудиторской фирмы E&Y Алексей Гринченко.

Руденко Виктория

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢