Зияющие красоты

В прокат вышел фильм "Чужой: Завет", шестой фильм киноэпопеи о лицехватах, грудоломах и ксеноморфах и третий фильм о них, поставленный Ридли Скоттом. 

Михаил Трофименков порадовался тому, что 79-летний режиссер не только не растерял былую энергию, но дал волю своей мании величия и перестал даже делать вид, что симпатизирует человечеству.

Ридли Скотта вообще-то никогда нельзя было назвать гуманистом. Более всего к лицу ему было определение "баталист". Уже в дебютном шедевре "Дуэлянты" (1977) он предельно откровенно выразил свою философию рода людского. Основной инстинкт человечества, по Скотту, заключается в страсти к истреблению себе подобных и самоистреблению.

Два офицера наполеоновской армии словно боялись, что их минует смерть в сражении, и пользовались любой свободной минутой между битвами, чтобы попытаться прикончить друг друга в поединке. Старели герои, но их бессмысленная и беспощадная ненависть оставалась вечно юной.

"Солдат Джейн" (1997) и "Черный ястреб" (2001) казались чисто милитаристскими опусами, но только казались. Милитаристы желают победы "нашим". Скотт не желал победы никому. Он просто восхищался Джейн, истребляющей в себе все женское и человеческое, и солдатами, заваливающими своими и чужими трупами экранный Могадишо на одной из самых бессмысленных войн новейшего времени.

Смерть и любовь, как известно, ходят рука об руку. В "Бегущем по лезвию" (1982), втором манифесте мизантропии, если не сказать человеконенавистничества Скотта, любовь вовсе не очеловечивала девушку-андроида, просто земные женщины были недостойны любви.

Другое дело, что Скотт снимал очень много, снимал в лицемерном Голливуде, снимал в эпоху торжествующих на экране добрых чувств. Из категории великих режиссеров он перешел в категорию режиссеров, когда-то снявших несколько великих фильмов. Можно предположить, что все эти годы он лишь накапливал в себе даже не злость, а холодное, высокомерное презрение к людям, которое и вложил в "Завет".

Если подыскивать какие-то рифмы его творчеству, то, пожалуй, ближайший его "родственник" — Стэнли Кубрик, презиравший тех своих героев, которым не хватило силы преодолеть в себе человеческое начало, пройти, как астронавт из "Космической одиссеи", через инициацию космической пустотой, превратиться в сверхчеловека.

"Завет" — это "Космическая одиссея" Скотта. Он, как и Кубрик, позволяет себе говорить о Тайне Творения и Мироздания (непременно с большой буквы) и человеке (непременно с маленькой буквы). Более того, ухитряется делать это так, что получается не смешно, а разве что безумно. И если у Кубрика сильнее человека оказывался искусственный разум компьютера, то у Скотта безоговорочную победу одерживает искусственный разум андроида.

Андроиды Уолтер и Давид (обоих сыграл Майкл Фассбендер) — максимально очеловеченные механизмы. Они способны скрывать свои чувства (то есть им есть что скрывать) и играть на флейте. Сходить с ума (то есть им есть с чего сходить) и испытывать противоестественное влечение к особям одной с ними модели. С другой стороны, их человечность равна их сверхчеловечности. Кубрика называли ницшеанцем.

Что ж, Скотт не боится, что и его обзовут этим страшным словом. Да он сам на это напрашивается: в самой первой сцене Давид (именно Давид, а не Дэвид: он окрещен в честь статуи Микеланджело) исполнит на рояле "Шествие богов в Валгаллу" из вагнеровского "Золота Рейна". И завершится фильм той же музыкой, но уже мчащейся сквозь открытый космос.

Именно вагнерианским хочется назвать и дизайн планеты LV-223: циклопические строения, оставшиеся от расы Творцов (или Конструкторов, Инженеров), погибших во впечатляющем флешбэке так, как не постыдились бы погибнуть и боги Вагнера.

По формальным признакам "Завет" — это как бы вторая (после "Прометея", снятого Скоттом пять лет назад) часть трилогии-приквела к фильмам о вечном, как у дуэлянтов из первого фильма Скотта, поединке лейтенанта Рипли со скользкой нечистью. И если вкратце пересказывать сюжет "Завета", то получится хорошо знакомая история. Летели себе астронавты, летели, да прилетели в такое место, о существовании которого им было бы лучше вообще не знать и из которого мало кто выйдет живым.

Но у приквелов, как правило, нет ровным счетом никаких резонов появляться на свет, кроме чисто коммерческих. "Завет" же вызывает странное ощущение. Кажется, что Скотт расшивает канонический сюжет о "чужих" не слишком внятными узорами по той причине, что сам поверил в существование "чужих" и искренне старается разобраться, откуда и зачем они взялись.

Этакий Дарвин, классифицирующий виды в мире тотального космического ужаса. И, разбираясь, все больше утверждается во мнении, что "чужие" — гораздо более интересное творение, чем люди. "Красота в глазах смотрящего" — пусть зрителям эти твари кажутся тошнотворными. Сам-то Скотт знает: они прекрасны.

МинПром

 

    

Новини

3 Травня 2024

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

2 Травня 2024

Запоріжкокс з початку року збільшив обсяги виробництва

Україна в квітні збільшила імпорт електроенергії на третину

ArcelorMittal очікує на відновлення попиту на сталь у ЄС

Аграрії просять уряд на три місяці продовжити чинне бронювання працівників

ВСІ НОВИНИ ⇢