Надежда нашлась на окраине

Среди внеконкурсных программ Московского кинофестиваля несколько традиционных, таких как «8 с половиной фильмов», и сравнительно новых — «Время женщин» и «Фильмы, которых здесь не было».

Ежегодная «Эйфория» в этот раз посвящена кинематографу Восточной Европы. Рассказывает Андрей Плахов.

Существуют разные индикаторы для того, чтобы нащупать энергетические точки кинопроцесса. Например, гендерный: совершенно очевидно, что женская режиссура в наши дни набирает обороты повсюду — от США и Греции до Японии и Китая. Но помимо универсальных явлений есть региональные, не менее мощные и взрывные.

Коллекция фильмов из Румынии, Венгрии, Польши, Болгарии и Финляндии «Эйфория окраины» наводит на мысль о противопоставлении Восточной Европы ее более благополучной соседке — Европе Западной. Такой ход даже может показаться провокационным и обидным.

В нем, однако, есть не только историческая, но и художественная правда. Кино этих «окраин» кардинально отличается от того, что принес кинематограф классических европейских стран — Франции, Италии, Германии. Восточная часть Европы исторически, географически и культурно оказалась обречена на значительно менее благополучную судьбу, и вступление в Евросоюз ее не меняет.

Программа «Эйфория окраины» открылась российской премьерой последней работы польского классика «Послеобразы», и это одна из самых политически острых картин Вайды. Рассказывая о жизни художника-авангардиста Владислава Стржеминского, затравленного коммунистическими властями, 90-летний режиссер с молодой страстью формулирует свое завещание, актуальное сегодня для многих стран, в том числе и для Польши. Государство не должно вмешиваться в дела искусства, а оценивать его нужно не за полезность и не за служение чьим-то интересам, а за образность.

Вторым помимо Вайды знаковым героем программы стал Аки Каурисмяки со своим новым фильмом «По ту сторону надежды». Финский режиссер, еще в своем раннем творчестве создавший гениальный образ пролетарского изгоя, алкоголика, карикатурного «ленинградского ковбоя», «гордого финна со славянской душой», немало способствовал тому, что где-нибудь в Миннесоте вообще узнали о существовании Финляндии как таковой. Потому он стал ее культурным героем.

В новом фильме Каурисмяки сталкивает со своими типичными героями сирийского беженца — современного Одиссея — и выражает полусказочную надежду на силу человеческой солидарности.

Образцы женского «экологического» кино на ММКФ представлены не только в программе «Время женщин». Действие венгерской картины «О теле и душе» Ильдико Эньеди происходит на скотобойне (и это — любовная история!). А «След зверя» Агнешки Холланд переносит нас в глухие леса на польско-чешской границе, где оскорбленная природа мстит варварам — живодерам и охотникам.

Присутствие румынских фильмов в программе ММКФ — признание того, что небольшая по объему кинематография породила не двух, как принято думать, а минимум с десяток режиссеров международного класса. Один из них — Адриан Ситару, мастер тонких психологических драм «Посредник» и «Незаконные». Другой — Раду Жуде, чей культурологический кинороман «Израненные сердца», румынский вариант «Волшебной горы», прослеживает болезненную связь между декадентством и фашизмом.

И соседняя Болгария, похоже, переняла румынский урок: здесь тоже ощутим накат «новой волны». Режиссеры Кристина Грозева и Петр Вылчанов в прошлом году показывали на ММКФ прекрасный фильм, который так и назывался — «Урок»; в этом привезли «Славу», еще одну трагикомедию эпохи постсоциализма. Станционный смотритель, одинокий бородатый «человек окраины», находит на путях пухлые пакеты с деньгами и относит их в полицию. Сначала он становится героем, а вскоре — жертвой бездушного и убийственного ведомственного пиара.

В роли «окраины» может, как это ни странно, выступать даже Франция. Режиссер Брюно Дюмон почти всегда снимает свое кино на ее северных окраинах. Не исключение и его новый фильм «Детство Жанны д’Арк», целиком отвечающий своему названию — с той поправкой, что это никакой не байопик, а довольно специфический мюзикл с народными и религиозными песнопениями. Картина представлена в программе «8 с половиной фильмов».

В ней же — еще один недавний «маргинал», ныне — обладатель венецианского «Золотого льва» филиппинец Лав Диас. Его «Женщина, которая ушла» — история героини, вышедшей после 30 лет из тюрьмы, куда ее засадили по ложному обвинению,— это индивидуальная трагедия. Она разворачивается в одной из самых проблемных стран мира: Филиппины бьют рекорды по коррупции, насилию, эпидемии похищений людей.

Героиня занята вопросами мести и прощения, а также поиском пропавшего сына: какое-то время зритель принимает за него встреченного на улице несчастного трансвестита-эпилептика, но сюжет принимает другой оборот. Кажущееся статичным или демонстративно замедленным черно-белое изображение постепенно затягивает и отключает часовой механизм: времени уже замечаешь — длится фильм четыре (как в данном случае) или восемь часов, а ведь в фильмографии режиссера есть и такие.

МинПром    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢