Всего Ибсена собрали под одной крышей

В Авиньоне в 71-й раз проходит традиционный июльский театральный форум — всемирно известный Festival d'Avignon. Одним из главных его событий стал авиньонский дебют новой звезды европейской режиссуры австралийца Саймона Стоуна. Из Авиньона — Роман Должанский.

В Авиньоне в этом году народу еще больше, чем обычно. Может быть, так кажется потому, что два года наблюдался очевидный отток публики. Кто-то связывал это с приходом нового тогда директора, известного режиссера и драматурга Оливье Пи, которого далеко не все считали подходящей для руководства фестивалем личностью. Но вот и Оливье Пи вроде бы освоился в новой роли, и ни на один спектакль не достать билета.

Поговаривали, что Пи собирается сосредоточить фестиваль на французском театре. Слухи пока не подтверждаются: Пи делает ставку в основном на политкорректную экзотику — в фокусе нынешней программы он расположил африканское искусство. Открывали фестиваль, правда, все-таки не африканцы, а японцы — трехлетней давности успех «Махабхараты» режиссера Сатоси Мияги привел его (вместе с Центром исполнительских искусств из Сидзуоки) на главную сцену фестиваля, в парадный двор Папского дворца, где японская труппа сыграла «Антигону» Софокла.

Всемирный характер фестивального программирования должен был поддержать и спектакль новозеландского хореографа Леми Понифацио «Стоя во времени», основанный не только на фольклорных женских плачах народа маори, но и на сирийской поэзии. В общем, именно в мировом театре Оливье Пи стремится найти противовес, как он выражается, «циничному пессимизму хищников современной политики».

Что касается не поэзии деклараций, а фестивальной практики, то с этого года введено новшество, которое для завсегдатаев Festival d'Avignon представляется революционным: демократичная свободная рассадка на спектаклях отменена. Теперь у всех заранее есть места. Правда, очередей на входах в театры меньше не стало, но теперь они вызваны драконовскими мерами безопасности — по примеру аэропортов на входе отнимают даже пластиковые бутылки с водой.

На спектакле «Дом Ибсена» прославленной голландской труппы «Тонелгруп Амстердам» кто-то мрачно пошутил, что если сейчас случится теракт, то международная театральная жизнь остановится: спектакль собрал представительное сообщество из директоров важных театров и фестивалей со всего мира. Недавно перебравшийся в Европу молодой австралийский режиссер Саймон Стоун впервые представлен в авиньонской программе. Но имя это театральные менеджеры и эксперты выучили еще года два-три назад — после громкого успеха его первых спектаклей.

Как несложно догадаться по названию, амстердамский спектакль сделан на основе пьес Генрика Ибсена. Стоун пришел к выводу, что черты характеров героев норвежского классика и обстоятельства их жизни нередко повторяются, и создал как бы «всего Ибсена», новую метапьесу, в персонажах которой не нужно искать конкретного сходства с теми или иными ибсеновскими фигурами. (Собственно говоря, такие опыты можно проделать — и Стоун тут не первый — со многими классиками, создавшими «свой мир», взять хотя бы Чехова или Мольера.) Но в ней сохранена типичная модель знаменитых пьес Ибсена — семья, переживающая кризис или распад из-за внутренних конфликтов и неприятных тайн, выходящих на свет. Стоун растягивает действие на полвека — семейная сага начинается в 60-е годы прошлого столетия, а заканчивается сейчас.

Главный персонаж спектакля — собственно семейный дом, то есть эффектная сценическая конструкция, вращающаяся на пустой сцене и дающая публике возможность разглядывать семью буквально со всех сторон, видеть не только большую застекленную террасу, но и задние комнаты, и расположенные на втором этаже спальни. История начинается, когда дом только строится, а закачивается его сожжением в наши дни. Но события пьесы нелинейны, время постоянно скачет из одного десятилетия в другое, и поначалу кажущийся добротно-реалистическим, едва ли не бытовым стиль повествования все больше обретает черты странного наваждения: время почти ничего не меняет ни в поведении героев, ни в их одежде, ни в обстановке дома.

Все эти братья и сестры, отцы и матери связаны не только болезненными, застарелыми конфликтами, но самой конструкцией, ритм поворотов которой магически задает ритм всего действия. А вот пожар — событие все-таки исключительно театральное, не портящее дорогую декорацию — сделан с иллюзией предельной достоверности: со сцены в зал валит не только дым, но и запах горящего дома. Как бы ни были путаны и вроде бы бесконечны семейные конфликты, конец семейства зафиксирован Стоуном с беспощадной жесткостью.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢