Три эмоции Одесского кинофестиваля

Так сложилось, что на нынешнем Одесском кинофестивале я посмотрела три фильма, каждый из которых вызвал три сильные, но совсем разные эмоции.

Недоумение

Первой была картина "По ту сторону надежды" финна Аки Каурисмяки, и посвящена она ныне очень актуальной проблеме – иммиграции в Европу. Главные герои картины — нелегальный иммигрант из Сирии Халед (Шерван Хаджи), который потерял почти всю семью при обстрелах Алеппо и теперь занят поисками единственной оставшейся в живых сестры, и пожилой финн Викстрем (Сакари Куосманен), бывший торговец рубашками и заядлый игрок в покер, решивший заняться ресторанным бизнесом. Финские власти, рассмотрев запрос Халеда на предоставление убежища, отказывают ему. Свое решение они аргументируют тем, что обстановка в Сирии не так уж и опасна для данного конкретного человека. Но Халед думает иначе и поэтому бежит из приюта накануне депортации. Как нетрудно догадаться, в итоге он попадает в Викстрему и его ресторанной команде, которые помогут парню обустроиться в новой стране.

Казалось бы, очень реальная история, способная найти отклик даже в самом черством сердце. Но на мой взгляд, все портит невероятно огромное число штампов и приемов, четко рассчитанных на выжимание из зрителя определенной эмоции, что лишает весь рассказ его гуманистической направленности и превращает душевный фильм в холодный и голый расчет. Если мигрант – то, конечно, порядочный и мечтающий честно работать, если власти – то холодные и бездушные, если противники миграции – то тупые скинхеды в стиле «бей жидов, спасай Суоми» (один из них, нападая на Халеда, кричит, мол, получи, жиденок). А финал фильма дает четко понять, что на самом деле режиссер не знает, как можно решить столь острую и болезненную проблему беженцев в Европе. А зачем тогда было ее поднимать? Чтобы в очередной раз посмеяться, пусть и по-доброму, над разницей в менталитете жителей Европы и Ближнего Востока? Чтобы еще раз сказать: аяйяйяй, дети, нельзя обижать приезжих, политкорректность и толерантность – наше все?

Так и вышла из зала с вопросами…

Скука

Украинский фильм "Уровень черного" Валентина Васяновича на Одесском кинофестивале будет бороться за победу сразу в двух конкурсах – национальном и международном. Это, скажем так, минималистичная картина: историю с двумя главными персонажами – мужчиной и женщиной Васянович снимал сам. Свадебный фотограф Костя (Константин Мохнач) накануне своего 50-летия переживает непростой этап в жизни. Все, что он любил или к чему был привязан, безвозвратно уходит. Парализованный в результате инсульта отец. Подруга (Катя Молчанова) – стилист свадебного журнала. Старый кот. Слайды, на которых он молод и счастлив. Костя всю жизнь фотографирует чужое счастье. Но сам несчастлив… Ааа, он еще увлекается скалолазанием. Все. Это весь сюжет фильма. Фильма, в котором никто не произносит ни слова. Но вроде как в нем таким образом – молча – решаются серьезные экзистенциалистские вопросы. Ой не знаю, ни вопросов, ни отношения к ним главного героя, ни личности главного героя я не увидела. Суметь что-то рассказать, поделиться с другими, затронуть самые потаенные уголки в душе или сердце, вот так, без слов – невероятно сложная задача, и для этого нужен особый талант, каким, по моему мнению, автор не обладает. Увы…

Сам Валентин "немоту" картины прокомментировал так: "Я был вынужден снимать фильм без диалогов, потому что диалог с непрофессиональным актером (исполнитель главной роли – действительно фотограф – ред.) – пока для меня неподъемный груз. И если человек пластичен и органичен на экране, то зачастую, когда он говорит, это выглядит намного хуже. Тем более что для меня визуальная составляющая картины всегда на первом месте". А еще у картины нет сценария. Ну вот вообще нет. По словам режиссера, он просто ездил за исполнителем главной роли и снимал, а какой-то конкретной задачи изначально не было.

Но, как известно, из ничего не бывает ничего. "Мне просто хотелось что-то снять…" – сказал автор. Значит, можно просто взять камеру, снять энное количество кадров и сказать – я снял КИНО? А дилетанщину и непрофессионализм, отсутствие хоть какой-то внятной мысли и позиции – назвать настоящим творчеством? В общем, как говорил один известный персонаж, "Скучно, девушки".

P.S. Я на фильме засыпала. Трижды.

Восторг

Ну и о том, что подсластило для меня горькую пилюлю современного кино. "С любовью, Винсент" (режиссеры – Дорота Кобьела, Хью Уэлчмен) – анимационный полнометражный фильм, впервые полностью нарисованный масляными красками на холсте, о жизни Винсента Ван Гога. 85 художников создали 62 450 кадров в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. А 800 писем художника, более 120 его картин и их персонажей поведают о самых значимых людях и событиях в жизни художника.
Та самая визуальная составляющая, о которой говорил Валентин Васянович, в этой картине выше всяких похвал, это просто невероятно красиво, необычно и впечатляюще. Ведь, по словам самого Ван Гога, "говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их. Они существуют, и это самое главное".

И полотна действительно говорили. Говорили о человеке, который хотел рисовать, рисовать, рисовать… О людях, одни из которых крутили пальцем у виска, лишь услышав эту короткую фамилию, другие задирали и высмеивали его, а третьи – сразу понимали, что перед ними гений, но не знали, чем ему помочь и как…

Хотя, справедливости ради, отмечу, что полотна в данном случае говорили лучше, чем сценаристы. Так, одна из героинь, вспоминая о Винсенте, говорит, что он ходил рисовать как на работу, с 9 до 17 часов. Дорогие создатели, помилуйте, это вы о 8-часовом рабочем дне как норме в 19 веке? Смешно. Или другой герой получает по почте извещение, что его уволили. Ну да, ну да, хорошо, что не смс. Меня удивляет, когда современные кинорежиссеры вкладывают в уста своих героев из уже далеких эпох совершенно несвойственные им слова и фразы. Ведь то, как человек говорит, выражает свои мысли – важнейшее средство для понимания его характера. А разве можно понять человека 19 века, который мыслил все-таки иными категориями, пытаться передать его внутренний мир, используя все те знания, которые мы владеем сегодня, в веке 21? Не думаю.

Но это одна действительно серьезная промашка создателей картины. В целом же "С любовью, Винсент" – полтора часа непреходящего восторга, визуального так точно.

Юлия Глинкина

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢