Киноаппаратная революция

Сегодня показом на Дворцовой площади шедевра Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) в Петербурге открывается XXVII Международный фестиваль документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку». Рассказывает Михаил Трофименков.

История кино уникальна тем, что его прошлое непрестанно обновляется: знакомые наизусть шедевры оборачиваются чем-то нежданно новым. Каноническая версия «Человека с киноаппаратом», по словам директора конкурсных программ «Послания» Алексея Медведева,— «огрызок» вертовского шедевра. В первозданном виде его можно увидеть только теперь, благодаря реставрации копии, которую сам Вертов подарил в 1931 году голландской «Кинолиге».

Фильм открытия на свой манер отражается в конкурсной работе Кирстен Джонсон «Кинооператор», осмысляющей свой опыт оператора десятков документальных фильмов. А снимать ей доводилось и философа Жака Деррида, и африканские гражданские войны, и расследования произвола ФБР или эпидемии изнасилований в рядах армии США.

Показ «Человека с киноаппаратом» — и дань 100-летию Октябрьской революции, к которому приурочена программа революционных с эстетической точки зрения фильмов о революциях от Чили до Палестины — «Призрак бродит по экрану». К революционному циклу примыкает включенный в ретроспективу сценариста Бориса Добродеева фильм живого классика Михаила Литвякова, «отца» «Послания к человеку», «Мы не сдаемся, мы идем» (1982) об интернациональном детском доме, работающем в Иваново с 1933 года.

Возникший как коминтерновская обитель для детей революционеров, он отдан теперь детям из зон стихийных бедствий и межнациональных конфликтов. Его трансформация парадоксальным образом рифмуется с трансформацией документального кино, наглядная иллюстрация которой — программа XXVII «Послания».

В былые времена документалисты стремились запечатлеть, осмыслить, а зачастую — и катализировать исторические перемены. Современные режиссеры сосредоточены на гуманитарной проблематике и на частных сюжетах — будь то история чернокожей школьницы из американской глубинки или голландского врача, борющегося с системой здравоохранения.

Статиста новогоднего шоу на российском телевидении или пожилой белоруски, ударившейся в сетевой маркетинг. Слепой певицы или скрипача, по совместительству работающего моделью. Глобальные катаклизмы также отражаются на экране через частности. Грузино-абхазская война («Монолог», Отто Лакоба) — через судьбы ее участников, повредившихся в уме. Гражданская война на Украине («Жизнь вечна», Алексей Тельнов) — через судьбы жителей Донецка, вопреки всему остающихся под огнем в родном городе.

Частные истории выпадают из конкретного, историко-политического контекста, как, например, в фильме Али Аль-Брахима «Один день в Алеппо». Кто кого блокирует, разблокирует, бомбит — все это как бы и неважно на фоне констатации очевидного факта, что на войне люди погибают.

На пересечении двух историй — большой и интимной — построен и один из самых интригующих фильмов «Послания»: «Напалм» Клода Ланцмана. В 1958 году 33-летний Ланцман, журналист и соратник Сартра, был — наряду с режиссерами Крисом Маркером и Арманом Гатти — одним из видных французских интеллектуалов, приглашенных Ким Ир Сеном в КНДР в надежде прорвать культурную изоляцию Северной Кореи.

Плодом этой поездки стал замечательный фильм Клод-Жана Боннардо «Моранбонг» о классическом корейском театре, загнанном американскими бомбежками буквально под землю: во Франции фильм был тотчас же запрещен. А Ланцману та поездка запомнилась прежде всего романом с корейской медсестрой, которой он на склоне лет и посвятил «Напалм».

Очевидная сенсация фестиваля — программа «Китайские призраки. Современное независимое документальное кино Китая». «Независимое» — эвфемизм почти что «подпольного». Включенные в программу фильмы лишены на родине прокатного удостоверения и доступа к независимым фестивалям (по той простой причине, что за последние годы такие фестивали в Китае ликвидированы как класс). Им остается довольствоваться клубными и университетскими показами, ну и международными фестивалями.

С тематической точки зрения они многолики. Ван Бо, скажем, рефлексирует по поводу преемственности между пропагандой времен «культурной революции» и современными массовыми зрелищами («Китайский концерт»). А Чжао Лям («Бегемот») живописует ад земной, каковым является для ее тружеников китайская горнодобывающая промышленность. Но вместе фильмы-призраки складываются в мозаичный портрет коммунистически-рыночного мутанта — современного Китая. И этот портрет — тоже своего рода оммаж 100-летию нашей революции.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢