Лебеди и лицедей

В Театре наций на фестивале DanceInversion ирландская компания Teac Damsa («Дом танца») представила 75-минутное «Лебединое озеро» в постановке своего создателя и руководителя Майкла Кигана-Долана. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Рыхлый пожилой мужчина в очках и телесного цвета трусах, с затянутой на шее петлей из толстого каната, другой конец которого закреплен между шлакобетонными брусками, блеет, выкатывая глаза и пуская слюни. Это рассказчик «Лебединого озера». Он же играет всех отрицательных персонажей этого спектакля, так что, возможно, пролог тут заменяет эпилог: собранные в одной плоти злодеи томятся в аду, откуда их (его) для дачи показаний временно вызволяют три архангела, одетые как квакеры — в черные пары и круглые широкополые шляпы.

Выясняется вот что: Нэнси О’Рэйли, старая мегера с седыми патлами, хочет переселиться из 300-летнего родового гнезда в современный дом втайне от своего безработного сына Джимми, сидящего на седативных препаратах после смерти отца и свято чтящего его память. Чтобы подсластить пилюлю, она дарит сыну отцовское ружье и устраивает ему омерзительный день рождения со смотринами: 36-летний Джимми еще не женат. От всех этих напастей депрессивный герой спасается на Лебедином озере: только там, при встрече с призраками других жертв человеческой подлости, он воспаряет духом.

Призраки — это три сестры, принявшие облик лебедей после того, как старшую из них изнасиловал священник на глазах у младших. Асоциальный Джимми, лелеющий отцовское ружье, как любимую игрушку, слывет «гребаным психом», и после ряда перипетий общество в лице муниципального депутата, сержанта полиции и духа порочного священника (к началу событий тот уже покойник) пристреливает тихого интроверта как бешеную собаку.

После чего спектакль выруливает к райским кущам: все его участники мирно и благостно кружатся по сцене под как бы народную жигу (музыку специально для спектакля написал и исполнил ансамбль Slow Moving Clouds — скрипка, виолончель, гитара и приходящий ей на смену старинный фидель), и все разбрасывают по сцене белые перья, которые в этом контексте могут считаться не только лебединым, но и ангельским опереньем.

По жанру ирландское «Лебединое озеро» ближе всего к средневековому моралите с элементами фарса. Это смесь всего со всем: текста, актерской игры, пения, пантомимы, а танца разве что в последнюю очередь, поскольку значение его прикладное: он служит для иллюстрации рассказа.

Кривляясь и дурачась, приплясывают карикатурные невесты Джимми, в которых преображаются «квакеры»; хороводят по сцене, припадая на одну ногу и загребая руками, сестры-лебеди; синхронно-зеркально, винтообразно гуляя корпусом и вольно взмахивая руками, кружатся Джимми и его «Одетта» в момент лирической кульминации.

Движения и их комбинации по-бытовому топорны, причем фирменный ирландский степ, принесший бешеную популярность шоу Riverdance, в этом демонстративно ирландском «Лебедином» не задействован вовсе — видимо, по причине избыточной популярности.

Не зная прочих работ Майкла Кигана-Долана (в 20-летнем послужном списке которого числятся и «Жизель», и «Петрушка», и «Весна священная», так что постмодернистские игры ему не в новинку), трудно определить — намеренная ли это примитивность или режиссер-хореограф, лауреат множества премий и наград, просто не мастак сочинять танцы и не видит смысла в пластическом совершенстве. Во всяком случае, в «Лебедином озере» совершенством поражает разве что рассказчик, имя которого демократично не выделено из общего списка исполнителей.

Британская актерская школа с ее редкостным сочетанием лицедейства и психологизма блистательно являет себя в откровениях его злодеев и доходит до виртуозности в диалоге инертного сержанта и напористого депутата, исполненного актером со стремительностью и блеском, вполне заменившем отсутствующие любовные дуэты протагонистов.

Площадная природа этого «Лебединого» подчеркнута сценографией и костюмами: распахнутая до кирпичей сцена со стремянками и упаковочными ящиками, шлакобетонные блоки вместо дома, черный «мусорный» целлофан вместо озера, треники «Зигфрида»-Джимми, белое полотняное платьице покойной Финиолы и ее сестер, огромные крылья, пристегивающиеся, как на маскараде,— кажется, всю эту рухлядь можно погрузить в повозку и отправиться играть по городам, как средневековые гистрионы.

На деле этот псевдопростой спектакль, рожденный в прошлом году и имевший громоподобный успех в Дублине и Лондоне,— детище четырех важных европейских институций, обеспечивших ему долгое и комфортабельное путешествие. Похоже, современным горожанам, уставшим от высоких технологий, требуется именно такое — ностальгическое, социально-критическое и одновременно поэтическое (кульминацией спектакля становится баллада Боба Дилана, исполняемая покойным патером) действо, чтобы почувствовать себя людьми, а не марионетками прогресса.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢