Россия – Китай: шелковая удавка вместо Шелкового пути

Точка зору

Евразийский банк развития насчитал шесть возможных вариантов нового «Шелкового пути» из Китая в Европу. Оказалось, что по одним маршрутам доставка грузов обойдется слишком дорого, а по другим – долго. «Газета.Ru» разбиралась, на каком из транзитных коридоров Россия может стать бенефициаром. И какой в итоге предпочтет Китай.

Сесть на хвост китайцам

Россия и Китай планируют построить высокоскоростную железнодорожную магистраль от китайского Харбина через Муданцзянь до Владивостока протяженностью 380 км с 12 станциями. Ориентировочная стоимость проекта — $19 млрд.

Предполагалось проложить на этом отрезке только пассажирскую линию со скоростью движения поездов до 250 км/час, однако затем было решено проектировать дорогу, по которой будут перевозиться и грузы. Об этом сообщил глава государственной компании China Railway Dongfang Group Цай Цзэминь.

Российское министерство по развитию Дальнего Востока при этом утверждает, что магистраль Харбин — Владивосток — это часть глобального проекта «по сопряжению Евразийского экономического союза с экономическим поясом «Шелкового пути». Возможно, так и будет, но

если посмотреть на карту, то ветка Харбин — Владивосток идет в обратном направлении от Европы, куда, собственно, нацелен грузовой поток из Китая. И это не единственный минус в целом полезного, но локального проекта.

Неудивительно, что Минвостокразвития РФ пытается вписаться в проект «Шелкового пути». Объем вложений Китая в проект превысил $1,1 трлн. За 2013-2016 годы товарооборот Китая со странами, находящимися на маршруте «Шелкового пути», уже достиг $3,1 трлн. Продвигает проект лично председатель КНР Си Цзиньпин. Он совершил визиты в 37 стран, которые заинтересованы в том, чтобы стать органической частью мегапроекта, получить инвестиции или хотя бы заработать на транзите.

Россия — не исключение. Но и территориальная конкуренция высока. За новый сухопутный маршрут, по которому китайские товары будут направляться в Европу, конкурируют, кроме России, Монголия, Казахстан, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Турция, Болгария.

Основных вариантов возрождаемого «Шелкового пути» не менее шести, подсчитали в Евразийском банке развития.

Через порт Констанца шансов нет

Наименее перспективным и маломощным является маршрут Урумчи — Актау — Баку — Поти с дальнейшим выходом в ЕС через румынский порт Констанца (или как вариант – через болгарский порт Бургас). Его теоретическая мощность равна лишь 50 тыс. TEU в год (TEU — единица измерения груза, равная объему одного 20-футового контейнера).

«Слаборазвитая транспортная инфраструктура (как железнодорожная, так и автомобильная, и портовая) приводит к тому, что стоимость доставки 1 TEU автотранспортом до Констанцы в 2016 году в среднем составляла около $4 тыс., а железнодорожным еще выше — $5 тыс. Дорого. Поэтому движения контейнеров по маршруту из Китая в ЕС нет», — говорит Тарас Цукарев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Для этого маршрута потребуется выполнение обширного комплекса работ, к которым относятся строительство контейнерных мощностей в Актау, Баку и Поти, модернизация и строительство новых железных и автомобильных дорог, туннелей и контейнерно-логистических центров. Масштабные объемы инвестиций в сочетании с несколькими перегрузками в портах фактически ставят крест на будущем этого маршрута, считает Цукарев.

Наиболее амбициозный маршрут – турецкий

Наиболее амбициозный маршрут: Западный Китай — Казахстан — Туркменистан — Азербайджан — Турция — ЕС. Главная сложность этого маршрута — необходимость строительства большей части инфраструктуры с нуля, пересечение множества границ и смена нескольких модальностей (то есть, перевалка грузов с суши на море и с моря на сушу).

Движения контейнеров по маршруту из Китая в ЕС по этому коридору сейчас тоже нет.

«В том, чтобы транзитный поток из Китая в Европу шел именно по данному маршруту, больше всего заинтересована Турция», — отмечает Цукарев.

В 2010 году началось обсуждение строительства скоростной железнодорожной магистрали Эдирне (турецкий город на границе в Грецией) — Карс, связывающей запад и восток Турции. Заинтересованность в участии в проекте проявил и Китай. В 2012 году китайцы заявили о готовности вложить в строительство этой магистрали $35 млрд. Окончание строительства запланировано на 2023 год. Данная магистраль, по оценке ЕАБР, в перспективе может стать одним из звеньев трансконтинентальной железной дороги, связывающей Китай со странами ЕС.

Иранский коридор — коротко и дешево

Еще один из вариантов «Шелкового пути» связан с Ираном. Это один из наиболее коротких сухопутных маршрутов в Европу: Западный Китай — Казахстан — Туркменистан — Иран с последующим выходом через Турцию в ЕС. В феврале 2011 года по данному маршруту был запущен первый пробный контейнерный поезд. За 9 дней поезд дошел от провинции Чжэнцзян до туркменско-казахстанской границы, а за 14 — до Тегерана. Срок доставки грузов из Китая в Тегеран оказался в два раза короче морского пути (это примерно 25–30 суток).

Теоретически мощность маршрута Западный Китай — Казахстан — Туркменистан — Иран оценивается в 300 тыс. TEU.

Стоимость перевозок грузов данным коридором оценивалась в 2016 году в $1,7 тыс. за 1 TEU при доставке железнодорожным транспортом и в $2,7 тыс. автомобильным.

Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» (Европа — Россия — Иран — Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию). Этот маршрут ориентирован на привлечение транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Западную и Северную Европу.

«Но транзитный грузопоток с севера на юг по МТК практически отсутствует, в основном из-за недостаточных портовых мощностей в России, развитие которых, как ожидается, займет длительное время», — отмечает Цуканов. В ближайшей перспективе будет завершено строительство порта Оля в Астраханской области с выходом на проектную мощность 8 млн тонн сухих грузов в год. Однако такие объемы не могут оказать сколько-нибудь серьезного влияния на перераспределение торговых потоков в регионе, уточняет эксперт.

Евразийские коридоры — наше все

Наконец, наиболее предпочтительным для России считаются два коридора. В терминологии российской стороны они называются так: Северный евразийский и Центральный евразийский. Северный задействует порт Владивосток, а в чисто сухопутном варианте магистраль выходит с китайской территории в Забайкальске, потом идет через Читу, Улан-Удэ и Иркутск на Транссиб. Доходит через Екатеринбург и Казань до Москвы и Санкт-Петербурга и далее морем в страны ЕС.

Центральный евразийский коридор идет от Шанхая по центральному Китаю через Сиань, Урумчи и выходит в Казахстан через пограничный пропускной пункт Достык. Этот вариант считается частью высокоскоростной магистрали Пекин — Москва – Берлин.

Общая протяженность ВСМ «Евразия» — 9,5 тыс. км, из которых по территории РФ- – 2 тыс. 366 км. Общие капитальные затраты на строительство участка Брест (Белоруссия) — Достык (Казахстан) составляют 7,08 трлн руб., участка Достык — Урумчи (Китай) — 0,76 трлн руб. Первый участок строительства ВСМ, запланированный на 2018 год, — это Москва — Казань. Но начнется ли его строительство, пока не понятно.

Другой вариант Центрального евразийского коридора уже пролегает через особую экономическую зону «Хоргос — Восточные ворота», созданную Китаем совместно с Казахстаном на территории последнего.

«Шелковый путь» или шелковая удавка

Какой из этих вариантов станет основным, сейчас никто не знает. Даже сами китайцы, предпочитающие, кстати, диверсифицировать риски и не принимать поспешных решений.

Тем не менее, текущая динамика грузопотока из Китая в Европу и обратно по железнодорожным маршрутам Северного евразийского коридора и Центрального евразийского коридора самая внушительная. После роста контейнерооборота в 2015 году на 43% в 2016 году было зафиксировано его удвоение – до 148 тысяч контейнеров. В 2016 году перевозки через Достык (Казахстан) и Наушки (выход через Монголию на Транссиб) увеличились более чем в два раза, через Забайкальск (выход с северо-восточных провинций Китая на Транссиб) – на 27%.

По итогам первого полугодия 2017 года транзитом через территорию Казахстана в направлении Китай – Европа – Китай перевезено грузов в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост — с 36 тыс. TEU до 73 тыс. TEU.

Эксперты ЕАБР прогнозируют рост контейнерооборота из Китая в Европу и обратно по итогам 2017 года на уровне 80-100%. И в первую очередь этот рост возможен за счет перевозок по железнодорожным маршрутам Северного евразийского коридора и Центрального евразийского коридора.

Больше других смогут заработать на этих грузовых потоках Казахстан и Россия. Но сотрудничать с Китаем необходимо осторожно, чтобы «Шелковый путь» не превратился в шелковую удавку, предупреждают эксперты. «Для России сотрудничество с Китаем очень важно с точки зрения оживления экономического роста. Но Россия должна стать не подчиненным, а равноправным партнером», — предупреждает Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН.

Рустем Фаляхов

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢