Приватизация – решение власти системного характера

Точка зору

Ни для кого уже не секрет, что наши монополии и госпредприятия слишком отсталые и неконкурентные на рынках в странах с качественными экономиками. У нас производительность труда в разы ниже, чем на таких же заводах и комбинатах Германии, Франции, Польши, а в США вообще производительность труда на сопоставимых с нашими предприятиях в 8-12 раз выше, чем у нас (и потребление в Америке более чем в 10 раз выше, нежели в Украине). Поэтому нам нужны кардинальные преобразования, соответственно, принятый 9 ноября Верховной Радой в первом чтении законопроект о приватизации госимущества – это действительно решение власти системного характера.

Временно исполняющий обязанности главы Фонда государственного имущества Виталий Трубаров в тот же день, 9 ноября, с удовлетворением отметил, что данный законопроект, прежде всего, направлен на упрощение процесса масштабной приватизации. Он также сообщил: "В данном законопроекте предлагается консолидировать нормы 7 законодательных актов в один закон, который унормирует вопросы приватизации. Основной целью законопроекта является упрощение процесса приватизации за счет упрощения классификации объектов приватизации – разделение на объекты малой и большой приватизации. Предусматриваются расширение перечня объектов, которые могут выставляться на продажу, сокращение сроков выставления на продажу, возможность оформления банковской гарантии, унификация способов продажи госимущества. Также обеспечение конкуренции покупателей путем расширения перечня инвесторов, защита их прав, ограничение до 3 лет обжалования приватизации".

Да, в нынешних условиях экономический курс Кабмина Владимира Гройсмана может и должен корректироваться. Конечно, он должен меняться, создавая конкурентную среду и понятные для всех правила игры. При этом важно учитывать тот факт, что внешние условия стали значительно жестче, ценовая конъюнктура хуже, а накопленные в жирные годы запасы предприятий давно истощились. Безусловно, тяжелее всего придется тем госкомпаниям и холдингам, у кого нет свободного доступа к международным рынкам капитала и дополнительных источников поступлений из госбюджета. Все это усугубляется еще и тем, что большинство производственных издержек максимально сокращено, а значительное число затратных проектов у нас заморожено.

Что делать дальше госпредприятиям? Как в условиях жесткой конкуренции на различных рынках покрывать собственные капитальные расходы и обслуживать корпоративный долг? Ведь, если не будет притока прямых инвестиций, особенно из стран с качественными экономиками, многих производственников постигнет банкротство. Что в свою очередь приведет к сокращению украинского производства. Аналогичное положение складывается и в банковском секторе. Все наши госбанки убыточны. Правда, на прошлой неделе из Нацбанка пришла хорошая новость.

Наконец-то НБУ согласовал совместное приобретение существенного участия в размере 99,9% уставного капитала ПАО "Украинский банк реконструкции и развития" двумя гражданами КНР Яню Дуншэн и Дай Чжунюн через ряд компаний, в частности "Босе (Гонконг) Ко. Лимитед" и ее представительства в Украине. Напомню, по результатам аукциона о продаже акций в размере 99,9% ПАО "УБРР", проведенного Фондом госимущества Украины 30 ноября 2016 года, победителем стало ООО "Босе (Гонконг) Ко. Лимитед". ФГИУ и победитель аукциона заключили договор купли – продажи, и только теперь с согласованием приобретения существенного участия НБУ предоставил предварительное согласие на осуществление капитализации УБРР по упрощенной процедуре в 244 млн грн за счет взносов ООО "Босе (Гонконг) Ко. Лимитед". Словом, частный капитал из Китая начал заходить в Украину.

Справедливости ради надо признать, что китайские инвесторы большой интерес также проявляют к объектам госсобственности АПК и инфраструктуры, о чем говорил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян 16 ноября в ходе работы II Украинского форума Шелкового пути в Киеве. Эти азиатские стратегические инвесторы могут купировать те страхи, которые связаны с экономическим спадом и ростом безработицы у нас в стране. Вот почему свои усилия нам надо направлять не только на страны Европейского Союза и США, но и на Восточную Азию, прежде всего на Китай. Почему? Как известно, Украину Бог не обделил ни плодородной землей, ни многочисленными полезными ископаемыми, ни уникальным геополитическим положением.

Нашим партнерам и конкурентам надо постоянно направлять стратегические месседжи о том, что Украина готова двигаться вперед. Другими словами, выстраивать деловые отношения на более долгосрочной основе не только с Евросоюзом, но и с Китаем, Японией, Южной Кореей и другими азиатскими странами. Это новые и одновременно мощные финансовые силы для прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику. И они в свою очередь тоже хотят занять свое достойное место в структуре экономики такого территориально большого европейского государства, как Украина.

Поэтому с нашей стороны необходимы более энергичные усилия по привлечению международных инвесторов. Особенно в последнее время, когда народные депутаты поддержали правительственный законопроект с введением новой системы продаж госпредприятий – более прозрачной и привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. Теперь у нас достаточно голосов в верхних эшелонах власти для того, чтобы, например, пересматривать отношения с азиатскими странами в принципе. Хотя нужно согласиться с тем, что такое конструктивное движение только начинается.

Ведь если посмотреть на структуру инвестиций за последние пять лет, то никак не складывается впечатление, что главной задачей украинских политиков и крупных чиновников были модернизация производств и технологическое преобразование экономики. Но есть надежда, что с приходом инвестиционных денег в капитал приватизированных предприятий будет обеспечена мощная капитализация современных технологий. Соответственно, появится спрос на украинские научные разработки. Главное сейчас – это понимание того, как к этой цели прийти.

Это и есть решение системного характера. Принципиальный вопрос: как это сделать? Думаю, ясно пока следующее: без конкурентной среды и без разгосударствления неконкурентных предприятий добиться этого нам не удастся. Иначе будут только разовые эксперименты. И постоянно следует помнить, что любые амбициозные планы по приватизации не могут обойтись без длинных инвестиционных денег, без современных технологий и без инвестиционных идей.

Александр Гончаров

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢