Параллельная экономика. Как работает договор украинцев с властью про коррупцию

Точка зору

Теневая не значит криминальная

Признаюсь, мне не очень нравится выражение "теневая экономика". Его придумали госчиновники, оно отражает их образ и стиль мышления. Если чиновники что-то не видят или видят плохо — значит, оно находится в тени. В результате на одной чаше весов оказываются "дядя Петя" (нелегальный предприниматель, потому что иногда ремонтирует чужие машины в своем гараже), "тетя Маша" (контрабандистка, потому что раз в месяц отвозит под юбкой родственникам в Польшу несколько блоков сигарет) и круглосуточно торгующие героином неподалеку от вокзала. С точки зрения госчиновника, все они равны. Вот только с первыми двумя чиновнику бороться и легче, и безопаснее.

Если из этой картины исключить торгующих героином, то теневая экономика начинает выглядеть достаточно мирной и безобидной. Ведь ее субъекты не скрываются, не используют фальшивые паспорта, не живут на конспиративных квартирах и не печатают фальшивые гривни на струйных принтерах. Они ходят в те же магазины, носят ту же одежду, что и все, и так же ругаются с телевизором.

Попробуйте угадать, из какой страны вот эта новость: "Правоохранители установили, что подпольный цех работал на протяжении двух лет… Самодельная колбаса продавалась как минимум в пяти торговых точках. Ассортимент состоял из двух видов — "домашняя из свинины" и "домашняя куриная". Женщина, поработав технологом по производству колбасной продукции, решила заняться собственным производством и организовала подпольный колбасный цех на своем подворье. Купив электромясорубку, весы и оборудовав одно из подсобных помещений для сушки, она приступила к изготовлению. Сырье приобреталось на одном из столичных рынков, там же был налажен и сбыт готовой продукции. Причем с ростом объемов производства увеличивалась и сеть розничной торговли".

Конкретно эта новость — из Беларуси. Но, согласитесь, она вполне могла быть и про Киев. На самом деле за последние несколько лет подобные практически идентичные новости я читал также в СМИ Украины, Молдовы и России. И это ключевая особенность теневой экономики именно на постсоветском пространстве: она нарушает закон только тем, что идет мимо государства, его регуляторных и контролирующих функций, его фискальных органов.

Принципиально важный момент: исследователи довольно узко трактуют сам термин "теневая экономика". Они отсекают криминальный рынок (скажем, торговлю наркотиками, отмывание денег и торговлю краденым) и рассматривают теневую экономику как рыночное производство исключительно законных товаров и услуг, которые намеренно скрываются от государственных органов. На презентации одного такого исследования, помнится, его авторы постоянно повторяли: "Мы не рассматриваем и не упоминаем коррупцию, так как это уже криминал. Мы вообще не используем в данном исследовании слово "коррупция". Мы говорим о теневых экономических отношениях. Это смежные, но глубоко отличающиеся понятия".

Примечательно, что объем теневой экономики в каждой конкретной стране совершенно не связан с жесткостью политического строя, активностью правоохранительных органов и строгостью наказания. Равно как и с уровнем жизни или объемом ВВП. Единственное, что на него влияет, — ментальность людей, а также то, доверяют или нет граждане власти того государства, в котором они живут.

Вопрос оценки

Сегодня в мире используется несколько методологий оценки теневой экономики. Во-первых, принимается в расчет пропорция занятости в официальной и серой сферах. Во-вторых, анализируется объем доходов, полученных от теневой занятости. В фокусе внимания исследователей серого диапазона оказываются прежде всего личные доходы граждан страны — зарплата и другие доходы, получаемые "в конверте", вне фискального поля. Вторая крупнейшая составляющая исследования теневого рынка — анализ нерегистрируемых покупок в пропорции к ВВП.

По оценкам экспертов Международного валютного фонда, в Беларуси на долю теневой экономики приходится в среднем 32,4% ВВП — почти треть! И это в стране, про которую все соседи думают, что там идеальный порядок и плотный контроль государства во всех сферах жизни. Про плотный контроль — правда, но и он, как выясняется, не спасает от ухода экономических отношений в тень.

Речь идет о докладе эксперта МВФ Леандро Медины и Фридриха Шнейдера из Университета имени Кеплера (Линц), в котором дана оценка объемов теневой экономики в 158 странах мира. Согласно докладу объемы теневой экономики России составляют 33,7% от ВВП. Что интересно, сами российские чиновники оценивают этот показатель куда выше. Год назад на конференции по экономическому и социальному развитию вице-премьер РФ Ольга Голодец привела такие цифры: 45% россиян работают в теневом секторе. "Наш рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. 48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны, где и чем заняты остальные 45%, мы не понимаем", — сказала она.

Украина в этом плане превзошла и Россию, и Беларусь. По данным доклада МВФ, у нас объем теневой экономики составляет 42,9% от ВВП. И это совпадает с оценками независимых экспертов.

"Я думаю, в тени находится 40–45% украинской экономики. Во-первых, я очень много контактирую с бизнес-союзами, такими как Европейская Бизнес Ассоциация. Вот она проводит исследование коррупции по субъективным оценкам своих высокоуровневых экспертов. И когда они оценивают коррупцию, есть вопросы, по которым можно косвенно судить о теневой экономике, – сказала директор Института гражданских свобод Галина Третьякова. — Здесь все зависит от отрасли. Например, в сфере такси, я думаю, в тени находится 80–90% этого бизнеса. Если взять ритейл, продажу техники, сантехники, чайников и прочего, то, думаю, там теневая доля около 60–70%. Но это если к ритейлу отнести рынки, в том числе уличные. В финансовом секторе, после "чистки" Нацбанка, думаю, осталось 2–3% тени. Однако надо понимать, что финансовый сектор кроме того, что сам по себе может быть или не быть в тени, он еще проводит большой блок операций, которые обслуживают теневую экономику".

Конечно, эти операции государство пытается поставить под контроль посредством финмониторинга, введения новых правил и т. д. Но по операциям финансового сектора можно понять, насколько они обслуживают активы и доходы людей с теневым капиталом.

"Есть еще такое мнение, что домохозяйства получают доход в гораздо больших размерах, чем декларируют. Это действительно чувствуется. Интегральный показатель учитывает и данные домохозяйств, которые не декларируют свой доход, и косвенную оценку активов, которые находятся у населения на руках, и приносят им пассивный доход (например, владение недвижимостью). Вот хороший пример: недвижимость приносит ренту, эту ренту люди не показывают. Если мы посмотрим на аренду недвижимости, то увидим, что в секторе частного жилья 80–90% всей аренды остается в тени", — говорит Галина Третьякова.

Есть еще и официальная оценка — ее дает Министерство экономического развития и торговли Украины. Так вот, по официальным данным, теневая часть ВВП Украины составляет то ли 33%, то ли 38% —- в зависимости от методики оценки.

Исследования показывают, что во всех странах постсоветского пространства теневая деятельность наиболее распространена в таких секторах, как строительство и ремонт, оптовый и розничный бизнес по торговле одеждой и продуктами питания, автомобильный бизнес, а также торговля бытовой техникой.

"Почему в Украине, Беларуси, России, Молдове, Казахстане такой значимый серый сектор экономики? Это скорее ментальное наследие СССР. Работники не верят в то, что, достигнув пенсионного возраста, они будут получать достойную пенсию, — сказал экономист Андрей Аксенов. — У нас по-прежнему труд приносит больший доход, если его скрывать, вот люди и скрывают свои доходы. Для государства это одновременно хорошо и плохо. С одной стороны, получается серьезный недобор налогов. С другой — очень большая доля населения не будет претендовать на хорошую пенсию, а только на социальную".

Вместо государства

Несколько дней назад автору этих строк пришлось фотографироваться на документы. Простая процедура: пришел, сфотографировался, заплатил 60 грн, забрал снимки, ушел. Но до сих пор я жил в Беларуси, и там та же самая процедура выглядела бы чуть-чуть иначе: я заплатил бы почти вдвое дороже, но, кроме фотографий, мне обязательно выдали бы кассовый чек. То есть часть моих денег обязательно пошла бы на оплату налогов.

Это отличие белорусской и украинской экономик бросается в глаза очень часто. В Минске кассовым аппаратом снабжен любой — от торговки на рынке до курьера интернет-магазина. У таксистов, кроме счетчика и миниатюрного кассового аппарата, еще и на лобовом стекле закреплена небольшая коробочка с антенной —она передает по мобильной связи в реальном времени в налоговую инспекцию все данные о его работе.

Но, как мы уже видели выше, тотальный госконтроль не спасает белорусскую экономику от огромной доли теневого сектора. Речь о непубличных услугах: ремонте квартир и строительстве домов шабашниками, о домашних услугах репетиторов, парикмахеров и компьютерных мастеров, о фрилансе программистов, переводчиков, 3D-дизайнеров и копирайтеров, работающих через интернет на иностранных заказчиков, о работе "бытовых контрабандистов", тягающих продукты и ширпотреб из Польши и Литвы, и т. д.

В Украине все устроено иначе: здесь действует свой своеобразный общественный договор: деньги остаются в карманах граждан, но государство уменьшает объемы своего присутствия в социальной сфере. Здесь речь идет о своеобразном понимании такого экономического термина, как "налоговая мораль", то есть осознания людьми необходимости платить налоги для получения социальных услуг от государства.

В странах с высокой долей теневой экономики возникает замкнутый круг: госуслуги финансируются за счет налогов, поэтому чем больше доля теневой экономики, тем меньше государство может обеспечивать качество услуг, а чем меньше государство способно обеспечить услуги приемлемого качества, тем меньше субъекты мотивированы работать в секторе официальной экономики. В Украине (и в других постсоветских странах, кроме Прибалтики) этот замкнутый круг воспринимается как норма. У граждан здесь очень высокий уровень восприятия как нормальной не декларируемой экономической активности.

Одна из причин — в исторически сложившемся недоверии граждан собственному государству. Просто проявляется оно по-разному. В Беларуси граждане знают: часть их налогов пойдет, скажем, на медицину, которая в Беларуси действительно бесплатная и находится на неплохом уровне. Но одновременно люди знают и то, что с этих же налогов финансируются 16 (!) разных силовых структур, главная задача которых — обеспечивать несменяемость власти в стране. Причем с 1 руб. заплаченных налогов, условно говоря, 30 коп. достанется врачам, а 70 — силовикам. Отсюда распространенная позиция: "Оставьте лучше мне мои деньги, а врачу я сам заплачу!"

В Украине иначе: граждане уверены, что их налоги будут разворованы на всех уровнях государственной власти, причем независимо от того, за кого сами эти граждане голосовали. А значит, с точки зрения морали будет правильно деньги заплатить не государству в форме налогов, а непосредственно тем, кто предоставляет людям услуги, в том числе социальные. Это уже экономика, которую правильнее назвать не теневой, а параллельной. Общество само создает экономические механизмы, параллельные государственным.

Хорошо это или плохо — тема отдельного большого разговора.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢