Есть повод. Поднимет ли Укрзалізниця тарифы из-за военного положения

Точка зору

"Укрзалізниця", которая недавно постановлением Кабмина сменила тип собственности с публичного на частное акционерное общество в собственности государства, вновь вернулась к обсуждению вопроса о повышении тарифов на пассажирские перевозки. 27 ноября и. о. главы правления УЗ Евгений Кравцов в комментарии журналистам сказал: "Тарифы пассажирских перевозок — вопрос в стадии обсуждения, мы будем учитывать экономическую ситуацию в стране. Относительно грузового тарифа — да, будет повышение".

Напомним, что в октябре Верховная Рада Украины отказалась принять закон о новой модели рынка железнодорожных перевозок. Им предполагалось, как было сказано в обосновании, "установить основы госрегулирования в сфере железнодорожного транспорта, определить отношения с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления". Однако депутатам не понравилась предложенная модель прихода частного бизнеса в сферу железнодорожных перевозок, монопольно регулирующаяся государством.

После этого руководство УЗ заявило, что компании на перевозки пассажиров в ближайшие пять лет требуется 111 млрд грн. Причина — стабильная убыточность пассажирских перевозок на фоне необходимости делать капитальные инвестиции. По данным железнодорожников, изношенность пассажирских тепловозов на сегодня уже превысила 90%, состояние прочей ж/д инфраструктуры немногим лучше.

Евгений Кравцов не назвал никаких, даже предположительных цифр, по которым можно было бы судить о том, насколько вырастут тарифы и в какой степени пассажирские перевозки в самом деле убыточны для УЗ. Но можно вспомнить, что на невероятную запутанность железнодорожной бухгалтерии раньше жаловался глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики Виктор Галасюк.

А Государственная регуляторная служба в этом году отказала УЗ в повышении тарифов и введении платы за использование порожних вагонов. Как показал анализ финансового отчета "Укрзалізниці" за 2017 г., рентабельность грузовых перевозок предприятия составляет почти 31%. А по оценке ГП "Укрпромвнешэкспертиза", грузоперевозки "Укрзалізниці" в 2017–2018 гг. рентабельны на уровне 23–33%.

Получается, УЗ вполне может и сама оплатить собственную реконструкцию: суммарный объем амортизационных отчислений и валовой прибыли от грузоперевозок (32,2 млрд грн) достаточен для реализации плана капитальных инвестиций в 2018 г. (26,9 млрд грн).

На споры о том, насколько доходны или убыточны грузовые и пассажирские перевозки УЗ, наложились события последних дней: нападение и захват РФ украинских судов в Керченском проливе и последовавшее введение военного положения. Вновь был поднят вопрос о прекращении ж/д сообщения между Украиной и Россией.

Напомним, что предыдущий раз это обсуждалось летом. 6 августа министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил: "Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой".

Позже, комментируя собственные слова, он пояснил: "Мы подготовили ряд контрмер относительно того, что происходит со стороны Российской Федерации на наших оккупированных территориях и в Азовском море. В этот комплекс мероприятий входит и прекращение железнодорожного сообщения с Россией. Вопрос обсуждался на межведомственных рабочих встречах в Мининфраструктуры. Мы хотим, чтобы это было вынесено в плоскость правительства или Совета национальной безопасности и обороны, с тем чтобы соответствующее решение было принято уже на государственном уровне".

Речь тогда шла только о прекращении пассажирского ж/д сообщения. "По грузовому сообщению есть проблема не только в том, что "Укрзалізниця" лишится существенных поступлений в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках ВТО. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем", — пояснил Омелян.

Между тем пассажирское сообщение с Россией является для УЗ очень прибыльным делом. Пассажиропоток между Россией и Украиной в последние годы составлял порядка 1 млн человек в год. По итогам 2017 г. самым прибыльным поездом стал Киев–Москва, он принес компании 154 млн грн прибыли. Второй по прибыльности поезд также связан с российским направлением — Одесса–Москва, 98 млн грн прибыли. Для сравнения: поезд из Киева в Одессу приносит компании втрое меньше.

Понятно, что в случае прекращения пассажирского ж/д сообщения с Россией "Укрзалізниця", лишившись этого источника дохода, получит дополнительный аргумент для более серьезного повышения внутренних тарифов.

К слову, решением Антимонопольного комитета Украины от 8 ноября было закрыто дело о вероятном нарушении конкурентного законодательства посредством завышения стоимости железнодорожных перевозок. Речь там шла о возможном завышении цен на билеты за счет включения в их стоимость электроэнергии, приобретенной по ценам, выше оптовых. Комитет не нашел оснований утверждать, что в течение 2012–2014 гг. УЗ включала в тариф на перевозку пассажиров завышенную стоимость электроэнергии. Хотя УЗ платила по розничным ценам, покупая электроэнергию у частных компаний, ее филиалы выступали потребителями электроэнергии, а следовательно, не могли приобретать ее на оптовом рынке — это не предусмотрено законом. По подсчетам МВД, с лета 2015 г. стоимость завышали в среднем на 22%, что позволяло выводить из компании 324 млн грн ежемесячно.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢