Рост мирового производства LNG не сделает газ в Украине дешевле

Точка зору

15 января США обнародовали новые данные о развитии американо-китайского газотранспортного проекта Alaska Gasline – власти самого северного американского штата отчитались перед избирателями, что в подготовительные работы по строительству нового гигантского газопровода уже вложено $490 млн государственных средств. В целом новая «труба» и обустройство месторождений обойдется частным инвесторам в $43 млрд долгосрочных вложений.

Большая часть этих денег пойдет на строительство в 2020-23 годах газопровода с северного склона шельфа Аляски к заводу в порту Nikiski. Последний сможет производить до 20 млн. тонн сжиженного газа в год. Что эквивалентно 27,6 млрд куб. м трубопроводного газа. Благодаря этому проекту США намерены потеснить Австралию – ведущего мирового экспортера LNG – с Дальнего Востока в Индию.

Наряду с другими аналогичными американскими инициативами в сфере добычи газа и развития инфраструктуры, американский проект на Аляске обострил конкуренцию между ведущими мировыми танкерными флотами. В предвкушении роста спроса на природный сжиженный газ (LNG), некоторые крупные судовладельцы начали обращаться к правительствам стран базирования с просьбой нарастить экологические требования к танкерным перевозкам и конструкции суден, чтобы в итоге победить в конкуренции за грузопотоки.

Для этого наиболее влиятельная часть судовладельцев использовала рычаги в работающей при ООН Международной морской организации (IMO). Под угрозой ощутимых штрафов ведомство в середине 2018 года настоятельно рекомендовало судовладельцам до 2020 года провести апгрейд моторных отсеков танкеров-газовозов для снижения вредных выбросов. Тогда как у судов класса Q Max с мощностью перевозки 0,6 млрд. куб. м природного газа в сжиженном состоянии, расход высокосернистого топочного мазута поистине огромен – свыше 2-3 тонн/час.

В Украине все спокойно

В отдаленной перспективе ажиотаж на мировом рынке LNG открывает для Украины окно возможностей по закупке в 2020-25 годах американского сжиженного газа. Но только через новые терминалы в Польше и Литве. Ведь наша страна даже под давлением сугубо военных факторов в 2014-18 годах оказалась не в состоянии арендовать плавучий завод регазификации LNG. Почему-то создание резервного источника газа в Киеве пока считают ненужным излишеством.

Ввиду этого ключевого обстоятельства, перипетии глобального рынка сжиженного природного газа касаются украинской газовой промышленности лишь косвенно. Взаимосвязь становится заметной лишь в моменты, когда поставки LNG на терминалы в ЕС позволяют европейским газотрейдерам перенаправлять в Украину излишки трубопроводного газа российского происхождения, которые продаются по схемам своп-операций и реверса.

В основном же украинский рынок зависит не от частоты прихода танкеров в европейские порты, а скорее от сезонных колебаний европейского спроса. Например, в связи с относительно мягкой зимой в Европе, 8-15 января биржевая цена поставки трубопроводного газа из ЕС к границе Украины снизилась до уровня 9,6-9,9 тыс. грн./тыс. куб. м. Тогда как 15 декабря до нас газ из ЕС доходил по 11 тыс. грн./тыс. куб. м. Если бы Украина имела развитый рынок импорта LNG и была накрепко привязана к рынку фрахта танкеров-газовозов, как например Турция или Хорватия, механизм цен складывался бы иначе – с гораздо большими колебаниями.

А нынешний ажиотаж на мировом рынке танкеров-газовозов мог бы стоить украинским оптовым потребителям дополнительных трат. Так что у украинской негативной стабильности, можно сказать, есть и условно позитивная сторона.

Почему ЕС забирает ресурсы LNG с Дальнего Востока

Под давлением «зеленого» решения IMO, многие судоходные компании к концу прошлого года начали перенаправлять часть своей активности с Дальнего Востока на рынок ЕС. Обстоятельства складываются так, что именно в Европе можно быстрее заработать и окупить апгрейд танкеров. Рынок торговли трубопроводным и сжиженным природным газом в Европе пока что растет теми же темпами, что и в тихоокеанском регионе, но очень скоро может опередить последний.

Главной причиной относительного снижения темпов роста дальневосточного рынка эксперты считают замедление роста экономики в КНР и Японскую политику восстановления работы АЭС. Эта страна с четырьмя десятками LNG-терминалов в 2017-18 годы потратила колоссальные средства на переоборудование атомной энергетики. Ее возрождение вскоре сделает японский бизнес в газовом секторе менее прибыльным, чем сейчас. В 2019 году выработка японской атомной электроэнергии вырастет с 3,9 ГВт в прошлом году до 9 ГВт. И продолжит расти по мере модернизации каждого ранее закрытого японского атомного реактора.

В Европе же LNG рынок, напротив, разогревается. Причина кроется в действиях Германии – третьей по мощи экономики мира. Ее власти обещают населению с 2020 года закрыть все оставшиеся АЭС, и планируют заменить грядущую дыру в германском энергобалансе с помощью альтернативных источников электроэнергии. Такие нынче вырабатывают 60% всей электроэнергии в стране. Но охватившая Германию эпидемия солнечных батарей и «ветряков» имеет и обратную сторону – она ставит крупнейшую экономику Европы в чрезмерную зависимость от погоды, которая никогда не бывает стабильной. Поэтому чем больше будет ветрогенерации и фотовольтаики, тем больше понадобится базовых мощностей для молниеносной балансировки перепадов подачи тока.

Последние придется наращивать на преимущественно газовых ТЭС как в самой Германии, так и в соседних странах. Проще говоря, в хорошую погоду и удачные дни ФРГ сможет даже экспортировать избыток дешевого тока. Однако, «хорошие дни» – дело ненадежное. И в оставшееся время будут страдать страны-соседи Германии, которым придется компенсировать перетоки электроэнергии. А для этого нужно будет строить новые ГЭС, а также наращивать импорт природного газа для ТЭС.

Плата за «зеленую роскошь»

Международная энергетическая ассоциация (МЭА) давно обращала внимание на такие риски. Но только с позапрошлого года начала официально учитывать эти тонкости в своем анализе. В 2018 году она даже рекомендовала соседствующей с ФРГ Швейцарии перенести намеченное на 2024 год закрытие единственной АЭС. Она дает стране порядка 25% выработки электроэнергии, остальное производят на ГЭС. Во время сезонного падения уровня воды в водохранилищах, только эта электростанция способна балансировать перетоки с германским рынком. В МЭА официально признали проект закрытия АЭС экономически рискованным. Проигнорировав тот факт, что в 2017 году швейцарцы высказались за закрытие АЭС на референдуме.

Бельгия, как и соседняя Германия, также обязалась закрыть все свои АЭС к 2021-22 годам. Эти и другие факторы и дают основания аналитикам прогнозировать неуклонный рост импорта трубопроводного газа в Европу из РФ и Северной Африки. А вместе с ним будут расти и цены. К этому фактору стоит прибавить и обострившуюся в последние годы конкуренцию США и Германии в химической промышленности, которая потребляет очень большие объемы газового сырья. И тот, кто сможет получать самый дешевый трубопроводный или сжиженный газ для химзаводов, тот и победит.

«Зеленые» издержки в ЕС заставляют экономику США форсировать экспансию в сырьевой сектор и браться за ранее немыслимые амбициозные газовые проекты. Их перечень очень длинный, и не ограничивается одним только освоением сухопутных месторождений газа сланцевых песчаников или разработкой «традиционных» шельфовых месторождений в рамках проекта Alaska Gasline. Самые прозорливые судоходные компании, глядя на это быстро смекнули, что увеличение потребления природного газа сулит дополнительные доходы. А новый виток конкуренции на рынке перевозки LNG стал неизбежным.

Тонкости танкерной логистики

Намеченное на 2018-20 годы повышение экологических требований IMO к владельцам танкеров-газовозов повторяет ситуацию 2000-х годов, когда этот орган ООН запретил эксплуатацию нефтяных танкеров без двойного корпуса. В то время благодаря хорошим доходам от перевозки дорогой нефти большинству владельцев наливных танкеров удалось справиться с апгрейдом флотов. Но отнюдь не всем. Больше всего пострадали судоходные компании Греции – исключительно по совпадению вскоре после принудительного апгрейда судов по требованиям IMO в 2000-2008 годы эта страна к 2010 году окунулась в преддефолтное состояние. Выбраться из него грекам удалось только к 2018-му. Да и то, благодаря глубокому погружению в «долговую яму» и ужесточению финансовой дисциплины внутри ЕС.

Нынешний «газо-танкерный апгрейд 2.0», как и совпавший с финансовым крахом Греции период перестройки нефтеналивных флотов, также имеет очевидную жертву – это Эмират Катар. Он владеет самым большим в мире флотом газовозов из 60 суден с суммарным грузовым пространством для перевозки или хранения LNG в эквиваленте 9 млрд. куб. м трубопроводного природного газа. Мировой флот супертанкеров-газовозов в 2015 году составлял 400 суден, к концу 2018 года он достиг 500. Исходя из портфеля заказов верфей Южной Кореи, которая производит не менее 85% всех супертанкеров в мире, ожидается что к 2022 году таких суден будет уже 600.

Кто станет жертвой нового танкерного апгрейда

Эмират Катар из-за тесных отношений с Ираном с 2017 года находится в торговой блокаде со стороны Королевства Саудовской Аравии, главного военного союзника США на Ближнем Востоке наряду с Израилем. Сауды, в отличии от Катара, делали благосостояние своей страны на нефти, и только с недавних пор вознамерились выйти на мировой газовый рынок.

Долгосрочный экономический интерес США потеснить Катар с рынка LNG при таком раскладе прочно совпадает с политическими планами Саудов. Все эти перипетии созревали в 2016-17 годах и к концу 2018 года заставили Вашингтон сделать передышку в торговой войне КНР. Это широко освещенное перемирие в американо-китайской торговой войне повлияло на ажиотаж в танкерных газовых перевозках не меньше, чем «зеленая революция» в конструкции газовозов.

 

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢