Мотор Европы сбавляет обороты. Почему слабеет экономика Германии

Точка зору

Несвоевременное замедление

Министерство экономики и энергетики Германии обнародовало уточненный прогноз развития экономики страны в нынешнем году. Уточнения не радуют: по данным правительства, ВВП Германии в 2019 г. вырастет всего на 1% вместо предполагавшихся ранее 1,8%. Хотя в целом, по прогнозам министерства, в Германии сохранится положительная динамика: ожидается, что уровень безработицы снизится до 4,9%. Годом ранее этот показатель составил 5,2%.

Почему так происходит, объяснял лично глава министерства Петер Альтмайер. По его словам, прогноз пришлось откорректировать из-за влияния внешнеэкономических факторов. В частности, по его словам, в случае жесткого варианта Brexit в конце марта могут произойти "значительные искажения в экономической политике".

Второй фактор, провоцирующий рецессию немецкой экономики, – это продолжающиеся в мире торговые конфликты. В частности, до сих пор не закончившаяся торговая война между Вашингтоном и Пекином бьет рикошетом по немецкой экономике из-за сокращения мировой торговли в целом – и, соответственно, потребления произведенных в Германии товаров.

Свою негативную роль сыграли и санкции, введенные в прошлом году американским правительством в отношении европейской (в том числе) продукции. Напомним, что 31 мая 2018 г. министр торговли США Уилбур Росс объявил о введении новых импортных тарифов на сталь и алюминий из стран ЕС, Канады и Мексики – 25% и 10% соответственно. В Европе предупредили, что в ответ будут обложены дополнительными пошлинами американские товары на рынке ЕС. Причем самые разные – от апельсинового сока и клюквы и заканчивая джинсами и мотоциклами.

Собственно, еще в начале января наблюдатели указывали, что экономика Германии может столкнуться с рецессией из-за неожиданно упавшего в ноябре 2018 г. объема промышленного производства. В последнем месяце осени показатели упали почти на 2% по сравнению с октябрем и более чем на 4,5% по сравнению с ноябрем 2017-го.

По данным Федерального статистического бюро, в ноябре производство потребительских товаров сократилось более чем на 4%, средств производства – почти на 2%, промежуточных товаров – на 1%. Снижение объемов производства также отмечалось в энергетической и строительной отраслях.

По мнению экспертов, перечисленные проблемы по большей части стали следствием трудностей, с которыми столкнулась автомобильная промышленность Германии. С прошлого года в стране действуют новые правила, касающиеся автомобильных выхлопов, и концернам приходится подстраиваться под эти нормы, что повышает их издержки и снижает прибыли.

Торможение на фоне Брекзита

Ранее МВФ представил свой прогноз по росту мировой экономики, в котором также понизил свои ожидания: до 3,5 и 3,6% в 2019 и 2020 гг. соответственно. Прежняя оценка на 2019-2020 гг., опубликованная в октябре, составляла 3,7% роста. Казалось бы, разница в 0,1-0,2% не так уж велика. Но для Европы она очень существенная.

Глава МВФ Кристин Лагард отмечает, что риски для мировой экономики возрастают. И в числе наиболее существенных она назвала так называемый "жесткий вариант Brexit". Речь здесь идет о так называемом "Brexit без сделки" – выходе Великобритании из Евросоюза 29 марта 2019 г. без предварительно достигнутых договоренностей с ЕС о будущих взаимоотношениях.

Примечательно, что в Германии также все больше экономических экспертов связывают ухудшение экономической ситуации в своей стране не столько с торговой войной между Китаем и США – одними из самых важных торговых партнеров ФРГ, – сколько с неопределенностью, которая царит сейчас в Великобритании и во всей Европе в связи с подготовкой к Брекзиту.

Сегодня глава Евросовета Дональд Туск заявил: ЕС не будет пересматривать достигнутое Брюсселем и Лондоном соглашение по Brexit. В послании премьер-министру Британии Терезе Мэй он отметил, что позиция ЕС по вопросу условий выхода Британии из Союза "понятна и последовательна".

При этом Туск добавил, что планы Лондона до сих пор непонятны: голосование в парламенте, по его словам, показало, "чего не хочет Великобритания", но до сих пор неизвестно, "чего именно она хочет". Аналогичное заявление сделал и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, подчеркнув, что голосование в британском парламенте "еще больше увеличило риск жесткого Brexit", однако Брюссель не планирует пересматривать согласованные договоренности.

Начавшееся сейчас замедление экономики Германии еще весной 2018 г. прогнозировал Институт макроэкономической политики (IMK), находящийся в Дюссельдорфе. "Опасность наступления рецессии заметно возросла. Сейчас мы наблюдаем гораздо более критическую картину, чем месяц назад", – писали его эксперты в апреле минувшего года.

Уже тогда опережающий индикатор, рассчитываемый IMK, предупреждал, что риск развития рецессии неожиданно подскочил до 32,4% в результате роста напряженности в международной торговле и на фоне слабеющих потоков ликвидности в глобальной финансовой системе.

Германию не случайно называют "мотором Европы": это не только самая мощная экономика ЕС, но и главный наполнитель его бюджета. Но экономисты давно указывали на то, что именно экономика ФРГ более всех прочих выигрывает от европейской интеграции. В этом ключе резкое снижение темпов ее экономического роста может означать то, что "плохие времена" для всего ЕС уже не за горами.

Впрочем, есть и другой вариант развития событий внутри Европы, когда экономики начнут уравновешиваться. То есть Германия, Франция, Бенилюкс – сильно поумерят экономический рост, а Испания, Португалия, Италия, Чехия, Балканы – наоборот, нарастят его темпы. Быть может – даже до уровня Польши, которая уже полтора десятка лет удивляет ЕС 6%-ными темпами роста ВВП каждый год.

Любой из этих вариантов – относительно нейтрален для Украины. В первом случае – вырастет спрос на дешевые товары и услуги украинского производства. А вот объем инвестиций, наоборот, снизится. Во втором случае – произойдет наоборот.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢