Непонятные запреты на валюту: какое улучшение ждет украинцев

Точка зору

Закон "О валюте и валютных операциях" вступит в силу 7 февраля. Каких нововведений стоит ожидать украинскому бизнесу и населению, "Апострофу" рассказал финансист, экс-заместитель главы Национального банка Украины Александр Савченко.

На самом деле этот закон, а также ряд постановлений, которые подготовил Национальный банк Украины, крайне важны. Бизнес и украинцев ждет ряд улучшений. Например, украинцы смогут перечислять за границу на свой счет до 50 тысяч евро в год. Это прогрессивно и правильно. Также предполагается, что можно будет покупать иностранные акции и облигации. Но здесь четкости нет, ведь в этом есть конъюнктура: например, изменятся цены – сегодня акции стоят 50 тысяч, а завтра 60 тысяч – и уже может произойти нарушение закона. Это шаг в правильном направлении, но довольно слабый и непоследовательный.

В общем, об этих положениях можно говорить часами. И многие из них – правильные и полезные. Например, можно будет проводить обмен валют в онлайн-режиме через систему банк-клиент. То есть послабления для людей состоятся, но их еще нельзя называть либерализацией движения капитала. Поэтому мы все же будем оставаться отсталой страной в сфере валютного регулирования.

Но в целом, если брать бизнес, то там произошли довольно существенные улучшения: бизнес сможет инвестировать из-за рубежа, получать кредиты без регистрации. К сожалению, сохраняется обязательная продажа. Остается для меня лично непонятным запрет на валютные кредиты украинскому бизнесу от украинских банков. Только экспортерам можно брать валютные кредиты. В то же время в этом законе запускается рынок "форвардов", которые смогут хеджировать валютные риски. А если есть возможность это делать, то нет смысла блокировать валютное кредитование. Так и получается – то шаг вперед, то шаг назад.

Еще одна проблема, которая здесь возникнет, касается того, что многие положения этого закона поставлены в зависимость от принятия нового закона, который раскрывает данные о физических и юридических лицах. Это законодательство навязывается сейчас американцами для многих стран. Мы – чемпионы и хотим быть одними из первых, кто принял этот закон. Однако я уверен, что он не будет принят до 7 февраля, а потому ключевые положения этого закона и постановлений не будут работать. То есть у нас будет такая же неопределенная ситуация, и это уже, к сожалению, стало традицией для украинского парламента и Нацбанка. Иными словами, простые операции регламентируются десятками постановлений, законов, и очень трудно в таких непрозрачных условиях разобраться инвесторам. В общем, шаги происходят в правильном направлении, но они – очень непоследовательны, нечеткие и предусматривают откат.

Что же касается нормы, что закон позволит НБУ применять ограничения в случае ухудшения экономических показателей, то здесь трудно комментировать: непонятно, о каких именно ограничения идет речь. По крайней мере, я советовал бы сотрудникам НБУ: можно снять все ограничения на движение капитала и оставить только два инструмента, а все остальное – горы постановлений – отменить. При этом оставить инструменты, которые будут означать то, что в условиях мировых финансовых кризисов или радикального ухудшения валютно-финансовой ситуации в Украине НБУ будет два следующих инструмента:

1. По текущим бизнес-операциям вводить режим оплаты "Т+3". Это означает, что если вы хотите заплатить валюту за какой-то товар или услугу, то можете это делать только на третий день, после того как вы зачислили средства на счет для оплаты. Это приводит к тому, что тормозится отток капитала через торговые операции, а это – основной канал.

2. НБУ имеет право ограничивать капитальные операции, например, перечисление денег за границу до 30 дней. В этом случае отток капитала не сможет сильно ухудшить ситуацию на валютном рынке Украины.

По моему мнению, именно этих двух инструментов достаточно для НБУ и страны, которые будут тормозить ухудшение валютной ситуации в случае финансового кризиса или политического кризиса в Украине. К сожалению, есть традиция – вводить тысячи мелких каких-то запретов, которые будут предусматривать согласование, получение разрешений. А это будет создавать дополнительную бюрократию, неуверенность и коррупцию.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢