Готовят на угле. В ДНР строят экономику с элементами бангладешской модели

Точка зору

В предыдущих статьях мы проанализировали возможность применения экономических инструментов деоккупации неконтролируемых районов Донбасса. Было бы наивным с нашей стороны не ожидать от России разработки долгосрочных экономических инструментов оккупации данного региона – теперь поговорим о них.

По примеру Приднестровья

Ситуация с оккупацией части территорий Донецкой и Луганской областей незаметно для большинства наблюдателей перемещается из сегмента противостояния армейских подразделений и "голых" идеологий в плоскость экономических смыслов и промышленных стратагем. Для нас, пока на фронте звучат выстрелы и в украинские города и села приходят сообщения о новых утратах, данная тема не является предметом рационального обсуждения. Слишком глубоки психоэмоциональные деструкции и общественная фрустрация, вызванная темой непрекращающейся войны. Но, как показывает мировая история, именно в тот период, когда еще продолжают говорить пушки, начинается подготовительный этап для конвертации фактора оккупации из временной "величины" в постоянную.

И здесь есть своя скрытая логика: на штыках невозможно обеспечить долгосрочную привязку того или иного региона к оккупационному центру. У исторической метрополии всегда будет значительно больше информационных, экономических и просто человеческих факторов для изменения ситуации в свою пользу. Рано или поздно оккупированные регионы, лишенные экономического смысла существования, возобновят дрейф в сторону своего утраченного государственного ядра. Ключевой механизм, препятствующий этому, – обретение новой экономической модели оккупации, пусть и основанной не на классических рыночных, а на гибридных факторах жизнеспособности.

Применительно к Донбассу России необходимо выстроить на оккупированных территориях оттюнингованную патерналистскую витрину "эрзац – СССР", напоминающую прежние времена по форме, но с иным содержанием.

Ситуация с ДНР/ЛНР – самый мощный экономический и смысловой вызов для РФ. Одно дело взять "на баланс" Абхазию, Южную Осетию или Приднестровье, население которых сравнимо с одним левобережным "спальником" Киева и совсем другое – две непризнанные республики, где реально проживают миллионы жителей и экономика которых представляет сложный технологический комплекс с развитой инфраструктурой.
Могущество нескольких финансово-промышленных групп, которые до 2014-го в Украине именовали "донецким кланом", основывалось на успешном восстановлении прерванных в 90-е годы прошлого века технологических цепочек. Первая: уголь – кокс – металл. Вторая: уголь – электроэнергия – металл. Как видим, в начале каждой цепи находится уголь как базовый энергетический ресурс региона, а также сырье для производства кокса. В конце цепи находится конечный региональный продукт – металл. А в середине есть место для упомянутого выше кокса и электроэнергии. Без указанных двух ингредиентов, металлургический комплекс донецкого территориально-промышленного района невозможен.

В 2014-2017 гг. часть предприятий ДНР могла работать в правовом поле Украины, легально реализуя свою продукцию на внешних рынках. После начала экономической блокады активы региона оказались под управлением так называемых временных администраций, а в реальности – под контролем суррогатного управленческого гибрида местных групп влияния, РФ и осколков в виде бизнес-надстроек, принадлежащих окружению беглого президента Виктора Януковича.

С похожей ситуацией РФ уже сталкивалась в так называемой Приднестровской Молдавской республике, где индустриальное ядро – это в основном энергетические мощности МолдГРЭС и металлургический завод в Рыбнице (ММЗ). Последний актив был передан российской ФПГ в управление правительству ПМР и существенно модернизирован с применением дорогостоящих западных технологий и оборудования. Конкурентные преимущества данного предприятия зиждутся на дешевой электроэнергии МолдГРЭС. Кроме того, базовое условие функционирования – это возможность получать в официальных таможенных органах Молдовы сертификаты происхождения продукции, без которых ее бы не стали покупать на легальном мировом рынке металла.

Судя по последним данным относительно реанимирования промышленного потенциала ДНР, в этой непризнанной республике РФ пытается реализовать схожий сценарий.

Поиск успеха в стоге неэффективности

В предыдущих аналитических исследованиях мы определили, что ориентировочный промышленный потенциал ДНР в случае запуска новой промышленной модели составляет примерно 110 млрд грн товарной продукции и услуг за год (до $4 млрд), а также примерно 80 тыс. занятых штатных работников со среднемесячной заработной платой в размере более 7 тыс. грн. Данные прогнозы были сделаны летом 2017-го относительно перспектив восстановления региональной экономики ДНР в ближайшие несколько лет.

Источник: "Институт экономических исследований ДНР".

По итогам 2017 г. объем промышленного производства по сравнению с 2015-м вырос с 88,1 млрд руб. до 146,4 млрд руб., что составило примерно $2,7 млрд.

Источник: "Минпромторг ДНР".

Итоговых данных по 2018 г. пока нет, но уже есть отраслевая статистика, которая показывает, что среднесписочная численность штатных работников составила 49 тыс. человек и уровень зарплаты колебался в зависимости от отрасли промышленного производства: от 15 тыс. руб. в металлургии и 14,2 тыс. руб. в фармацевтике, до 5,7 тыс. руб. – в легпроме. Максимальный порог зарплаты в промышленности на сегодня составляет таким образом эквивалент 7-8 тыс. грн в месяц, а минимальный – до 3 тыс.

Если сравнить указанные выше данные с нашим прогнозом двухлетней давности, по средней зарплате ДНР практически достигла прогнозируемый нами уровень, а по объемам промышленного производства и численности штатных работников программа расконсервации индустриального ядра выполнена пока лишь на 60%. Выход на уровень 100% можно ожидать уже в этом году.

То, что эта программа уже активирована подтверждают следующие показатели.

Источник: "Институт экономических исследований ДНР".

Производство минеральных продуктов в 2017-м выросло на 160%, текстиля – на 180%, энергетика – на 41,3%, добыча угля – на 29,3%, пищевой продукции – на 24,1%, фармацевтической – на 21,5%, машиностроения – на 13,6%. При этом показатель услуг по ремонту и монтажу оборудования изменился лишь на 16,1%. Это говорит о том, что рост объемов выпуска произошел в основном за счет расконсервации старых производств и никоим образом не связан с новыми инвестициями и модернизацией базовых предприятий региона.

Источник: "Институт экономических исследований ДНР"

В структуре промышленности 50% занимает переработка, 37% – энергетика, 11% – добывающая и 2% приходится на водоснабжение и утилизацию отходов. То, что условная вода и отходы попали в топ-4 отраслей региональной промышленности, говорит о том, что смежные подотрасли практически вымерли, освободив пространство для традиционных флагманов в виде переработки, 50% которой распределены на подотрасли следующим образом:

Источник: "Институт экономических исследований ДНР".

Общая структура региональной экономики (в промышленном сегменте) складывается следующим образом. На первом месте металлургия, затем идут обслуживающие ее отрасли: добывающая (уголь), энергетика (судя по удельному весу, явно профицитная), химическая (кокс). Наличие значительного населения, в том числе и весомого социального сектора (бюджетники, пенсионеры), определяет и акцент на производство пищевых продуктов, особенно учитывая сложность внешней логистики. А безработица среди женщин дает импульс развитию легкой промышленности с достаточно низким уровнем зарплат.

В свое время Россия позволила местным политическим силам, которые стояли у истоков "русской весны", сгенерировать свое видение экономического будущего региона. Получалось курьезно: ведь иначе как с юмором воспринимать предложения разводить в затопленных шахтах омаров и прочих ракообразных, а в незатопленных – грибы, не приходится. Были еще и идеи использовать энергетическую профицитность и наличие в ДНР нескольких незаконных технических вузов для создания отрасли по майнингу криптовалют, но от этой идеи решили отказаться, учитывая сложность функционирования местной финансовой системы.

И тогда в Москве решили, что интеллектуальная экзотика для формирования будущей экономической модели ДНР явно смотрится, как седло на корове, и решили "командовать парадом". На практике это означало создание простых как лом, но действенных механизмов по запуску нового индустриального цикла с затухающей амплитудой. Главное – растянуть эффект затухания примерно на 10 лет, то есть до момента завершения общей стратегии "российского проекта в Украине", как его видят в Москве.

Базовый инструмент экономической оккупации – это запуск локального металлургического комплекса, который должен базироваться на дешевом местном угле и соответственно – на дешевой региональной электроэнергии. На данный момент в ДНР добывают примерно 8 млн тонн угля в год, 75% которого – энергетический и 25% – коксующийся. В наличие есть и ресурс для двух местных ТЕС (Зуевская и Старобешевская), и для местных коксохимов. Дешевая электроэнергия и кокс на фоне относительно низких зарплат должны создать условия для производства наиболее простых и недорогих заготовок из металла, которые затем можно либо продать по дешевке на внешних рынках, либо использовать в РФ для производства более ценной продукции.

Таким образом, уголь и дешевая электроэнергия, почти как в Приднестровье, должны создать экономический базис для обеспечения долгосрочной оккупации региона.

А поскольку наличие миллионов местных жителей определяет наращивание мощностей пищевой промышленности, а дешевый женский труд – легкой, это напоминает "бангладешскую модель" развития, с большим поправочным коэффициентом естественно.

Но полностью сравнить экономические модели ДНР и ПМР не позволяет логистический блекаут, когда продукцию с оккупированной части Донбасса необходимо вывозить с помощью серых схем и создавать для функционирования региональной экономики незаконную финансовую систему (при этом постоянно висит дамоклов меч новых санкций и транзакционные издержки непомерно высоки). Ситуацию для РФ спасает лишь абсолютно необъяснимая позиция профильных украинских ведомств, которые не замечают ни серых товарных потоков, ни эрзац-финансовую систему ДНР. Кроме того, промышленные группы ПМР, в отличие от донбасских сепаратистов, сумели создать в центральных органах власти мощное политическое лобби.

В этом контексте экономические инструменты как оккупации, так и деоккупации зависят от того, где выдаются сертификаты происхождения местных товаров и в какой валюте рабочим платят зарплату, а также на что именно меняются экономические преференции: на мир и демилитаризацию региона или на лояльность к внешним силам влияния и гибридную войну. И здесь начинается настоящая борьба экономических смыслов, от результата которой зависит, что мы получим на выходе: демилитаризированную территорию и лояльное население или вечно враждебный анклав.

Алексей КУЩ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢