Тасовать госдолг можно долго, но так Украина не выйдет из порочного круга

Точка зору

Украине в ближайшее время придется столкнуться с несколькими ключевыми вызовами: погашением внешних долгов и структурной перестройкой экономики. На первый взгляд, достаточно разноплановые задачи. Но это лишь при поверхностном ознакомлении. В нашем правительстве недавно представили концепцию управления суверенным долгом страны. Среди основных месседжей: внешний, валютный, долг будет заменяться на внутренний, гривневый. Более дорогой и короткий долг с помощью рефинансирования заменят на длинный и дешевый.

Пока это лишь набор противоречивых, с точки зрения банальной логики, фраз, ведь гривневый долг априори более короткий и дорогой, чем внешний (если речь идет о действительно рыночных выпусках). В то же время упрощение характера украинской экономики, уплощение ее рельефа и выпадение Украины из глобальных мировых цепочек добавочной стоимости, включая усиление сырьевого характера нашего экспорта, сделает невозможным достижение нами в обозримом будущем позитивного сальдо торгового баланса. Здесь также все логично: продавая на международных рынках дешевые сырье и полуфабрикаты и покупая там же более дорогие потребительские товары с высоким уровнем добавочной стоимости, а также еще более дорогостоящие инвестиционные товары (средства производства), мы априори не можем рассчитывать на позитивный торговый баланс, и импорт всегда будет превышать экспорт (для примера можно подсчитать, сколько зерна нужно продать на внешнем рынке, чтобы обеспечить покупку одного локомотива и состава вагонов-зерновозов, который перевозит это же зерно). Кроме того, капитализация экономики, так называемый внутренний мультипликатор активов, напрямую зависит от ее отраслевой структуры. Если это сырьевая парадигма, то есть модель, сложившаяся в Украине за последние годы, то динамика нашего роста будет навсегда привязана к показателям мировых сырьевых рынков, и периоды роста сменят более глубокие периоды падения. Кроме того, такая экономика неинтересна иностранным инвесторам, которые ожидают трех-пятикратную мультипликацию стоимости своих активов за пятилетний инвестиционный цикл.

Нобелевский лауреат Пол Кругман создал реалистическую теорию международной торговли, которая говорит о том, что развитые страны доминируют за счет того, что их крупные технологические корпорации выигрывают конкурентную борьбу, экономя на масштабе, а развивающиеся страны эту борьбу проигрывают, даже имея дешевую рабочую силу. Таким образом, развивающимся странам необходимо временно ограничивать импорт и стимулировать развитие внутренних производств, а по мере их конкурентного усиления постепенно снимать таможенные барьеры. Так поступали в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Китае, на Тайване. Кроме того, есть и позитивная теория Кругмана, которая заключается в том, что государство должно стимулировать те отрасли, которые приводят к появлению новых подотраслей реального сектора экономики, как это произошло в Японии, когда развитие металлургии способствовало зарождению машиностроения. Ставка на производство конечных товаров является тупиковой.

К чему могут привести подобные нашим дисбалансы в развитии? До 1960 года экономика Сомали опережала качественные параметры Южной Кореи. Но последняя благодаря ставке, сделанной на развитие творческой и инновационной экономики (правда, перед этим была реализована независимая промышленная политика), сумела вырваться из порочного круга абсолютных преимуществ в виде дешевой рабочей силы и ставки на сельское хозяйство, а Сомали продолжает их поиск в таком увлекательном занятии, как "ловля" чужих танкеров.

Но для системных экономических реформ нужны значительные финансовые ресурсы, в первую очередь внешние и внутренние инвестиции, а также кредитные ресурсы, так как тот же пример Китая показывает, что без кредитного рычага одними ПИИ невозможно сдвинуть программу запуска нового индустриального ядра с мертвой точки. Инвестиций попросту не хватает, и они в лучшем случае составляют до 40% от общих потребностей в финансировании.

В будущем Украина должна перейти к постиндустриальной фазе развития, где доминировать будет третичный сектор экономики в виде услуг, медицины, образования и науки. Но как показал пример США и новая индустриализация Трампа, необходимым условием для функционирования третичного сектора является наличие конкурентоспособного индустриального ядра (20-30% ВВП). Простыми словами, для того чтобы тратить деньги в кафе, кинотеатрах, парикмахерских и учить детей, часть населения должна быть занята в реальном секторе экономики.

Успешные развивающиеся страны, как правило, проходят два базовых этапа. Речь о двухпериодной модели межвременного ограничения внешнего долга, разработанная в соответствии с теорией эквивалентности Риккардо. Размер внешнего долга определяется межвременными ограничениями. В случае если государство отдает приоритет текущему потреблению, а не будущему, оно "влазит" в долги (первый период), формируя отрицательное сальдо счета текущих операций. Во время второго периода происходит резкое сокращение внутреннего потребления на фоне увеличения экспорта. Во время первого этапа создаются, в том числе за кредитные средства, экспортоориентированные отрасли, которые помогают стране при переходе ко второму этапу выплатить внешние долги. Принцип достаточно прост: за счет заимствований провести структурную перестройку экономики и повысить уровень экспортируемой добавочной стоимости. Так поступал Китай и другие успешные развивающиеся страны. Украина, в отличие от этих стран, использовала первый период в 2002-2014 гг. для обычного проедания своего будущего и теперь переходит во второй период погашения внешних долгов со значительно ослабшим экспортным потенциалом.

В этом контексте интересны математические модели МВФ касательно причинно-следственных связей в процессе формирования внешнего долга (50 стран за 36 лет). Между ростом чистого экспорта и чистыми зарубежными активами существует обратная зависимость. Уменьшение на 1% чистых зарубежных активов приводит к росту экспорта на 0,7%, а превышение притока инвестиций над оттоком приводит к росту экспортного потенциала. Здесь есть и коэффициенты коррекции: реагирование экспорта на позитивное изменение инвестиционных потоков внутрь страны в развивающихся странах составляет 1,8 года. А общий потоковый дисбаланс внешней задолженности, вызванный указанной трансформацией инвестиций в рост экспортного потенциала, выравнивается в течение 10-50 лет.

Применительно к Украине это значит, что для увеличения экспортного потенциала на 31% в год нужно увеличивать чистый приток инвестиций не менее чем на 30%, и стабилизация потоковых показателей по экспорту может произойти не ранее, чем через два года, в том числе стабилизация потоковых показателей по задолженности – не ранее 10 лет.

Для функционирования причинно-следственной связи "кредит – структурные реформы – рост экономики – возврат долгов", необходим внутренний элемент стабильности, который, с одной стороны, выполнит функцию предохранителя в случае падения мировых цен на сырье (на этапе незавершившихся структурных изменений экономики), а с другой – выступит дополнительным источником финансирования со стороны государства этих самых структурных изменений.

В сырьевых экономиках таким элементом являются экспортные пошлины, которые аккумулируются в национальных резервных фондах. Речь идет о налогообложении сырьевых товаров, а затем и полуфабрикатов.

Из 768 млрд грн налоговых поступлений, собранных ГФС в прошлом году, вывозная пошлина составила лишь 0,5 млрд грн. Для страны, большая часть экспорта которой – сырье и полуфабрикаты, это катастрофический показатель, свидетельствующий о том, что существенная доля сырьевых доходов нашей экономики перераспределяется в пользу нескольких бенефициаров крупнейших финансово-промышленных групп страны. По сути, это приговор всей фискальной системе страны, с помощью которой национальный доход уходит на офшорные счета, и Украина с оттоком капитала более 100 млрд долл. вошла в десятку стран мира с самыми высокими темпами бегства капитала за рубеж.

Сейчас экспортеры сырья в Украине обладают "двойным мандатом" поддержки: они не платят экспортную пошлину (за редким исключением) и они же получают из бюджета возмещение налога на добавочную стоимость (львиную долю из 130 млрд грн в год).

Резкое изменение фискальных правил игры может привести к существенному падению экспорта и ухудшению платежного баланса страны, не говоря уже о замедлении темпов экономического роста.

Именно поэтому нужна долгосрочная политика по изменению вектора действия базовых налоговых и бюджетных стимулов.

К примеру, в течение пяти лет государство поступательно снижает уровень возмещения НДС экспортерам сырья с 20% до 0% (по 4% в год). Параллельно идет увеличение экспортной пошлины на 1% в год, так чтобы к концу "пятилетки" она составила 5%, что можно согласовать с режимом свободной торговли в рамках ВТО. Снижение уровня возмещения НДС должно снизить отток средств из бюджета и увеличить его доходную часть, а введение экспортных пошлин позволит начать наполнение национального резервного фонда. На первых порах это будут сотни миллионов долларов, а затем – миллиарды.

Указанный выше фискальный маневр должен обязательно происходить одновременно со структурным изменением национальной экономики, когда регулятивные и фискальные инструменты начинают стимулировать создание отраслей по переработке сырья, вначале в полуфабрикаты, а затем в конечную продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Для этого средства резервного фонда можно направлять в виде льготных кредитов сырьевым компаниям, которые подпадают под действие фискального маневра и при этом готовы расширять вертикально интегрированные структуры по линии "сырье – полуфабрикат – готовая продукция".

Инструменты стимулирования со стороны государства необходимо применять и в сегменте среднего бизнеса в части развития нетрадиционного экспорта (Чили таким образом стала вторым экспортером лосося в мире после Норвегии).

Вторая "пятилетка" – это тот же самый фискальный маневр, но на этот раз уже не с сырьем, а с полуфабрикатами. Общий период налоговой реформы составит десять лет.

Осталось дело за малым: найти политическую силу в Украине, не лоббирующую интересы олигархических ФПГ, и обеспечить преемственность управленческих решений по фискальной реформе в течение двух политических циклов.

Алексей Кущ

Новини

3 Травня 2024

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

ВСІ НОВИНИ ⇢