Украинцам взламывают банковские счета через мобильные телефоны

Точка зору

Мошенники начали воровать деньги с банковских счетов украинцев через мобильные платежные системы. О новой авантюре с одной из таких систем — Vodafone Pay UBR.ua рассказал организатор форума G-news Сергей Горбачевский.

Схема состоит в следующем:

  1. Злоумышленники специальными программами подменяют свой номер телефона на телефон жертвы (при звонке с одного номера высвечивается подставной).
  2. Обращаются с call-центрами от имени клиента, узнают PUK-код сим-карты (он значится на пластиковом холдере, к которой прикреплена симка во время покупки или же его можно подсмотреть на холдере).
  3. С помощью полученной информации мошенники перевыпускают карту абонента.
  4. Если к номеру телефона привязана мобильная платежная система, а к ней в свою очередь банковские карты — со всех счетов деньги уводятся на карту мошенников, которая также подвязывается к системе.

Сначала деньги с карточных счетов переводят на мобильный счет (на припейде может быть не более 15 тыс. грн.), а потом на банковскую карту мошенников. И так пока не снимут все деньги с банковских и мобильного счета. Главная цель здесь, конечно же, именно банковские счета, поскольку на них хранится значительно больше денег, чем на балансе телефона.

Один из таких случаев приключился с абонентом Vodafone Украина. По словам Горбачевского, от рук мошенников в мае этого года пострадала девушка. У нее украли все деньги с карточек, которые были привязаны к Vodafone Pay, а также сняли средства с мобильного счета.

«Зная мобильный номер жертвы, мошенники звонят в call-центр оператора, и скорее всего узнают PUK-код. Там видят, что звонит клиент, который просит помочь с восстановлением кода, и ему его называют. Подменяют номер с помощью Skype или SIP (технология интернет-телефонии) — это ядро многих мошеннических схем. Так же звонят мошенники «из банка». Жертва видит номер поддержки банка и начинает доверять, отвечать на нужные вопросы. То же самое и здесь. Мошенники звонят от имени клиента, якобы с его номера. Каким-то образом завладевают PUK-кодом, дальше, удаленно восстанавливают реальный номер жертвы, получают дубликат сим-карты. После чего ставят на смартфон Vodafone Pay, к которому подвязана одна или несколько банковских карт», — говорит Горбачевский.

Сам же оператор ответил пострадавшей девушке на ее обращение, что карту перевыпустили правомерно, получив перед этим все необходимые подтверждения личности владельца симки (а именно, PUK-код).

Деньги с карточных счетов стали воровать через мобильники. Vodafone Pay взломали - фото 2

Правда, как заверили UBR.ua в пресс-службе Vodafone Украина, для подтверждения личности одного лишь звонка с номера телефона клиента недостаточно. Нужно назвать дополнительные данные, которые знает только абонент. Например, могут поинтересоваться куда он последние несколько раз звонил. Но этим перечень вопросов не ограничивается, заверили нас в Vodafone.

Чтобы не облегчать работу мошенникам, UBR.ua не будет оглашать возможный перечень вопросов для идентификации клиента. Также в Vodafone нас заверили, что разбираются с подробностями из указанного выше письма.

Что у других операторов

С другой стороны, эксперты отмечают, что сотрудники операторских центров не сильно дотошно расспрашивают клиентов о личных данных при замене симок. По их словам, вполне возможно восстановить номер зная последние пополнения и историю исходящих-входящих звонков. И если мошенник получает доступ к номеру, то PUK-код ему уже не нужен. Он просто восстанавливает доступ к Vodafone Pay.

Также мошенник может завладеть самим карт-холдером жертвы (на котором указан PUK).

«Допустим, человек вышел из центра обслуживания клиентов и выбросил всю документацию из-под симки, в том числе холдер. Тем самым номер автоматически может быть подвергнут восстановлению со стороны мошенников. Он позвонит в call-центр или пойдем в центр обслуживания клиентов, скажет, что утеряна симка, а холдер сохранился. Так тоже можно без особого труда восстановить номер, особо ничего спрашивать не будут», — подчеркнул UBR.ua эксперт информационного сообщества «MZU — Мобільний зв'язок України» Олег Свистун.

Теоретически такие схемы возможны и у других операторов, говорят эксперты. У lifecell — через платформу PayCell, у Киевстар — это «Киевстар смарт деньги». Но алгоритмы работы у них могут быть разные и с другой степенью защиты. К тому же, если такие случаи и были, они, естественно, не афишируются. Но и бреши стараются закрывать максимально быстро. Остается надеется, что случаи с Vodafone Pay не будут массовыми.

Доказать сложно

Доказать, провел ли работник мобильного оператора полную процедуру идентификации клиента — очень сложно, говорят эксперты. Убедиться в этом можно лишь прослушав записи разговора или с камер наблюдения (если таковые были и фиксировали момент идентификации клиента).

«В ином случае имеет место слово против слова, а это простор для злоупотреблений со стороны сотрудников. Перенесли номер на другую карту без лишних вопросов, а при расследовании сказали, что заявитель ответил на все вопросы. Я допускаю, что никто и не называл PUK-код в действительности, а имел место сговор мошенников с сотрудником центра обслуживания абонентов. Еще один вполне возможный вариант — PUK-код с помощью приемов социальной инженерии выяснили у самой жертвы, о чем она либо забыла, либо предпочитает не вспоминать», — подметил UBR.ua телеком-эксперт Роман Химич.

Как защититься

Самое первое, что можно сделать для защиты от таких махинаторских схем — это регистрация номера на физлицо. Или же использовать контрактную форму подключения к оператору. Хотя и это не панацея, говорят экспертs.

Самим операторам стоит усиливать защиту доступа конкретно к мобильным платежным система. Здесь поможет 2-х факторная защита, кодовое слово, пин-код вместе с кодом из смс и т.д.

«Персонификация номера не является панацеей, поскольку есть техническая возможность подать паспорт с переклеенной фотографией или вовсе фальшивый, можно обратиться с доверенностью. Однако персонификация, в любом случае, означает сильную правовую позицию пострадавшей стороны. Тогда можно требовать от оператора компенсацию ущерба, вызванного неправомерным переносом номера на другую сим-карту. Сам факт персонификации означает для злоумышленников повышенные риски и дополнительные издержки. Поэтому риски противоправных посягательств на номер все же будут меньше», — резюмировал Химич.

Денис Вергун

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢