Бензин дешевеет: каких цен на горючее ждать водителям в июле

Точка зору

Цены на горючее в Украине упали. Бензины и дизтопливо за месяц подешевели на 10-17 копеек, автогаз – на 34. Хотя были предпосылки к тому, чтобы ценники на стелах  автозаправочных сетей пошли вверх. Так, с 1 июня Россия ограничила поставки  нефтепродуктов в Украину через свою территорию.

 

Продолжат ли цены на автомобильное топливо падать и в июле, разбирался сайт "Сегодня".

Что повлияло на падение цен в июне

За месяц дизтопливо упало в цене на 17 коп/л, а бензины – на 10-12 коп./л.

На цены повлияли спрос и предложение, говорит эксперт энергорынка Леонид Косьянчук. Перебои поставок нефтепродуктов были, но быстро уладились. 

"Когда Россия ввела ограничения, была опасность срыва поставок. Но рынок отреагировал достаточно адекватно и поначалу цены выросли. А когда стало понятно, что ресурса хватает, то цены пошли вниз. Курс гривни тоже не повлиял, поскольку держится стабильным", – говорит Косьянчук.

 

Цены на автогаз с 3 июня по 1 июля по Украине снизились на 34 копейки. АЗС опустили цены, потому что они были завышены из-за риска сокращения поставок из России и Казахстана. Срыв поставок действительно был реален. Из-за российских ограничений на провоз нефтепродуктов в Украину казахи приостановили поставки сжиженного газа в нашу страну.

"Большого сокращения поставок, как ожидали трейдеры, не произошло. Поэтому рынок начал стабилизироваться и цены откатились назад", – рассказывает Артем Куюн, заместитель директора "Консалтинговой группы А-95".

На июль квоты на ввоз в Украину нефтепродуктов РФ все-таки скорректировала. И угрозы ограничений поставок уже нет. Это и повлияло на снижение и стабилизацию цен как бензинов и дизтоплива, так и автогаза.

"Вопрос с поставками пока решен, мы не ожидаем сбоев. Но от российских чиновников можно ожидать чего угодно", – отмечает Куюн.

Что будет с ценами в июле

На стоимость горючего могут повлиять нововведения от правительства. Чтобы хранить и продавать нефтепродукты надо получить лицензию. С 1 июля в Украине началась реформа системы контроля оборота горючего. Это должно уменьшить долю "серого" рынка. По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, 20% дизеля и 50% автогаза  в стране продаются нелегально.

По новым правилам, все субъекты, которые хранят и продают горючее, должны получить лицензию. Это касается и агросектора, который закупает дизтопливо в больших объемах. Все, кто получит лицензию, будут находиться в базе Фискальной службы, и можно будет легко проверить, легальная АЗС, или нет. Кроме этого, на нефтебазах установят акцизные счетчики по выдаче топлива – то есть введут тотальный контроль за перемещением нефтепродуктов. 

"Действительно, есть проблема. Большое количество субъектов на 1 июля не получили лицензии. Пока этого не заметно, но если государство подойдет к этой ситуации жестко, то это может спровоцировать дефицит на региональных рынках и это может привести к росту цен. В больших городах вряд ли, потому что там работают крупные сети. А что касается провинции, то там есть проблемы. В ходе легализации рынка заправочных станций может стать меньше, и это будет иметь соответствующие последствия", – говорит Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

 

На сегодня есть предпосылки для стабильности, считает Артем Куюн. При этом еще какое-то время может продолжиться корректировка цен к низу: "На рынке есть достаточный запас прочности, чтобы сдерживать цены. Перспектив для роста цен точно нет, но и к существенному падению причин тоже нет" .

Если россияне, предположим, введут санкции, как ожидалось, то это может привести к резкому росту цен. Этого пока не произошло.

Что влияет на цены

"Мы покупаем бензин за валюту, государство начисляет налоги на топливо в евро – валюте, которая по Украине не ходит, и пересчитывается по курсу Нацбанка. А потом операторы через межбанк пробуют за вырученные от продажи гривни купить евро, чтобы закупить новую партию", – поясняет Леонид Косьянчук.

Когда национальная валюта падает, то следующая закупка нефтепродуктов обходится АЗС дороже, из-за чего приходится поднимать цены.

 

В Украине цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо – зависят от их стоимости в Беларуси, России и Литве. Более половины экспорта топлива приходится на эти три страны. В Украине перерабатывается не так много нефти, чтобы эти объемы влияли на цены. Значительное влияние на стоимость автомобильного топлива оказывает курс валют. По прогнозам Всемирного банка, средняя цена на нефть в 2019 и 2020 годах составит до 67 долларов за баррель. Цены на горючее в Украине будут зависеть от внешнего рынка и курса доллара. Национальный банк Украины прогнозирует, что доллар в 2019-м может стоить 29,4 грн. К тому же, ежемесячно на стоимость топлива влияет и акциз, поскольку он начисляется в евро, то есть, зависит от стабильности гривни.

Виталий Андроник

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢