Химия-магия: АМКУ против GDF

Публікації

Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.

Обстоятельства

Расследование о возможном злоупотреблении предприятий Group DF своим монопольным положением на украинском рынке азотных удобрений стартовало еще в 2015 г. Формальным поводом для этого стало обращение в АМКУ дирекции Полтавского ГОКа. Владелец комбината Константин Жеваго, похоже, давно забыл об этом копеечном деле. Но джинна из бутылки уже выпустили.

Суть жалобы сводилась к тому, что Group DF, мол, устанавливает завышенные цены на аммиачную селитру, а если бы на рынке существовала значительная конкуренция, такой уровень цен был бы невозможен. Селитра нужна Полтавскому ГОКу для проведения взрывных работ. Но по сравнению, допустим, с потреблением в АПК объемы закупок селитры комбинатом К.Жеваго настолько мизерны, что ради этого не стоило бы даже беспокоить юристов. Соответственно и объемы недополученной горным комбинатом прибыли тянут не больше, чем на несколько миллионов гривен.

Тогда что это было? Возможно, К.Жеваго придумал мелкую месть за то, что когда-то Д.Фирташ выдавил его из акционеров "Ривнеазота". Возможно, за Жевагиной спиной спрятались дружественные ему аграрии, не решившиеся открыто выступить против крупнейшего в стране поставщика азотных удобрений, но изнывающие от высоких цен? В любом случае, расследование шло ни шатко ни валко аж до июня 2019 г. Но как только президент Владимир Зеленский начал первые кадровые перестановки в Антимонопольном комитете, его глава Юрий Терентьев поспешил обнародовать предварительные (даже не окончательные!) итоги расследования. Для довольно закрытого ведомства – нехарактерный симптом. Но чего не сделаешь, чтобы остаться в уютном кресле. Изучим внимательнее краеугольные камни, на которых держится обвинительная база.

Обвинение

Первое, самое логичное, что сделал АМКУ, – посчитал доли игроков на рынке первичной реализации минеральных удобрений. Сначала все складывалось красиво. В 2014 г. доля Group DF превысила 61%, в 2015-м – 52,5%, в 2016 – 55,6%. Но дальше так гладко не получилось. В 2017-м вдруг оказалось, что у Д.Фирташа лишь 35,5% охвата рынка. Специалисты Антимонопольного комитета объясняют это синхронной остановкой азотных заводов группы в марте-июне этого года. С одной стороны, этот факт является еще одним доказательством того, что 3 азотных производителя – в Ривне, Черкассах и Северодонецке – связаны между собой одним управленцем и собственником, что, впрочем, никто не отрицает. С другой – полученная цифра сильно смазывает тезис о монопольном положении. Доли за 2018 г. АМКУ вообще не просчитывал. И это опять же доказывает, что дело вытянули из долгого ящика впопыхах, а поэтому на свежую арифметику просто не было времени.

Следующий эпизод. Антимонопольный комитет установил, что между предприятиями Group DF практиковались операции по внутренней перепродаже природного газа. По данным самих же производителей, в конечной себестоимости азотных удобрений на газ приходится порядка 70% всех затрат. Таким образом, вследствие внутренних перепродаж газ существенно дорожал, соответственно дорожали и нитраты для конечных потребителей. Ну а Д.Фирташ состригал дополнительную прибыль. АМКУ установил, что в период с сентября 2014 г. по декабрь 2015 г. газом друг с другом приторговывали северодонецкий "Азот", "Ривнеазот" и черкасский "Азот". В общем по такой цепочке прошел чуть ли не 1 млрд куб. м природного газа, стоимость которого суммарно увеличилась на 3,3 млрд грн. В некоторые месяцы газ, продаваемый одним комбинатом другому, дорожал по факту более чем в 2 раза.

Далее, когда уже готовая аммиачная селитра попадала к трейдерской компании Д.Фирташа "НФ Трейдинг Укранина", она также устанавливала свою завышенную стоимость реализации на товар. От 8% до 36%, по подсчетам АМКУ. При этом на внешние рынки Group DF отправляла удобрения по более низким ценам, чем предлагала внутренним потребителям. Ради справедливости отметим, что такие же перекосы наблюдаются иногда и в торговле некоторыми другими видами химпродукции, и в металлургии.

Наконец, Антимонопольный комитет обвиняет пул Д.Фирташа в создании искусственного дефицита минудобрений во время посевной 2017 г. По его версии, упомянутый выше "НФ Трейдинг" собирал предоплату с потребителей, но не направлял эти средства на покупку природного газа у НАК "Нафтогаз Украины". В результате 28 февраля все три азотных предприятия группы не подтвердили объемы закупок ресурса на март и не внесли предоплату в размере 28 млн грн., хотя на их счетах денег хватало. Только в июне "Ривнеазот" и черкасский "Азот" погасили свою задолженность перед "Укртрансгазом" и возобновили производство. Северодонецкий "Азот" сделал то же месяцем позже.

Оправдание

Как и следовало ожидать, Group DF монопольной вины не признала и продавать активы не побежала. В холдинге оперативно подготовили заявление, в котором назвали предварительные выводы АМКУ ошибочными, преждевременными и предвзятыми. Юристы Д.Фирташа готовы оспаривать их по нескольким фронтам.

Первый аргумент – пропал сам предмет расследования. В Group DF утверждают, что в 2018 г. их доля на внутреннем рынке опустилась ниже 35%, а все освободившееся пространство занял импорт, преимущественно российский. Кроме того, и в подсчетах за предыдущие годы доля импорта занижена (порядка на 10%), поскольку часть азотных удобрений из России ввозилась в страну под видом комплексных, чтобы обойти украинские защитные меры. Таким образом, действия АМКУ, согласно утверждениям стороны защиты, способствуют дальнейшему захвату украинского рынка производителями из РФ. Где, кстати, сейчас строится 5 новых химических комбинатов.

А еще, кроме трех заводов Group DF и оставшегося на неподконтрольном Донбассе горловского "Стирола", в Украине имеется два альтернативных производителя минеральных удобрений – "Днипроазот" (в составе группы "Приват") и государственный Одесский припортовый завод. Их мощности сопоставимы с фирташевскими. Но в указанный период ни стабильно запустить, ни продать ОПЗ государству не удалось. Соответственно, его доля на рынке колебалась в пределах 2-3%. Хотя выход ОПЗ на нормальные обороты способен существенно изменить расстановку сил на внутреннем рынке. Что касается "Днипроазота", тот медленно, но верно наращивает свое долевое участие. По данным АМКУ, в 2014 г. он покрывал только 5% от внутреннего спроса на азотные удобрения, а в 2017-м – уже больше 13%.

Не согласна Group DF и с тезисом, что весной 2017 г. она устроила искусственный дефицит нитратов на рынке. По их версии, инициатором прекращения поставок газа на заводы выступил "Укртрансгаз", хотя все предприятия вели активную подготовку к весеннему производственному циклу. Никакой выгоды из этого трехмесячного простоя они не извлекли. Наоборот. Группе, мол, не удалось произвести более 800 тыс. т удобрений, она понесла убытки на 8 млрд грн., а нишу заполонили российские нитраты. Причем аграриям пришлось их покупать по более высоким ценам, чем могла бы предложить Group DF.

Наконец, в эпизоде о внутрикорпоративной перепродаже газа сторона Д.Фирташа также не видит ничего наказуемого. Согласно их доводам в долларовом эквиваленте цена не менялась, а в гривневом все равно была ниже, чем рекомендации НКРЭКУ.

Последствия

Вывод ясен. Как бы не закончилось заседание АМКУ, Д.Фирташ все равно понесет это решение в суд. Хоть штраф, хоть принудительное разделение – оспаривать есть что. Поскольку доказательную базу специалисты Антимонопольного комитета собрали небезупречную. Но как рычаг давления на "венского затворника" это дело вполне может быть использовано. К тому же на карандаше у АМКУ имеется еще одно расследование против бизнесов Д.Фирташа, на этот раз в области газораспределения. Суть претензий в том, что входящая в его пул компания РГК допустила недопустимую концентрацию, сосредоточив контроль сразу над 18 предприятиями-облгазами в Украине. Формально эти расследования идут в разных фарватерах, но потенциально их можно объединить в одну болевую точку на пульсе Group DF.

Что могут ожидать от Д.Фирташа взамен за снятие обвинений в монополизме? Тут много места для фантазий. Самый жесткий вариант – продать один из своих азотных заводов. Необязательно по требованию АМКУ. Можно и втихую. Но недорого. Поскольку на так и не состоявшихся приватизационных конкурсах его люди присматривались к Одесскому припортовому, можно судить, что И.Коломойский не утратил интереса к данному рынку. С точки зрения выпуска удобрений любой из заводов Д.Фирташа (даже северодонецкий) эффективнее, чем ОПЗ. Преимущества последнего в другом – прямой выход к морю и комплекс перевалки аммиака.

Возможно, достаточно будет и доброй воли Group DF в вопросе газовых долгов Одесского припортового. Последний должен компании OstChem (тот же Д.Фирташ) 250 млн долл. за поставки природного газа. И эта сумма – один из главных тормозов в приватизации ОПЗ. Но если запустить трехстороннюю схему взаимозачета с участием завода, Group DF и НАК "Нафтогаз Украины" (такое ранее обсуждалось), возможно, удалось бы сдвинуть проблему с мертвой точки.

Или же Д.Фирташу послали еще один сигнал – не болтать. Сейчас вопрос о его экстрадиции из Австрии в США выходит на финальную стадию. И если Вашингтон все же добьется своего, то у Д.Фирташа останется, по сути, единственный шанс не засесть надолго за решетку – сотрудничество со следствием. И не только по своему вопросу. Сейчас в США начато рассмотрение иска ПриватБанка к бывшим акционерам И.Коломойскому, Геннадию Боголюбову и еще ряду лиц по подозрению в мошенничестве. Д.Фирташ непосредственно к этому отношения не имеет. Но на некоторые детали функционирования украинской экономики мог бы пролить свет как "инсайдерский эксперт". Ценой такой откровенности, впрочем, может стать как свобода, так и потеря всех активов в Украине. Не только в химической и газовой областях, но и в титановой металлургии, недвижимости, АПК. И это уже будет по-серьезному, а не как у АКМУ.

Два раза рассмотрев вопрос о монополизме на рынке минеральных удобрений, комитет так и не смог принять окончательного решения ни 1, ни 8 августа. Следующее заседание по этому делу назначено на 3 сентября.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢