Чуда не будет. Кому станет хуже от уменьшения государства в бюджете-2020

Точка зору

На вчерашней пресс-конференции премьер-министр Украины Алексей Гончарук сразу назвал будущую смету страны "бюджетом эффективности", который "должен предшествовать бюджету активного роста". Читай: следующий год мы разбираемся с тем, что есть, но еще не обещаем начала экономического чуда. Задача номер один – научиться "эффективно тратить каждую копейку каждого налогоплательщика". С этим сложно не согласиться, особенно когда речь заходит об "уменьшении отчислений на содержание госаппарата", на чем акцентировал Гончарук.

Однако премьер сказал далеко не все, о чем могут поведать доступные к этому моменту цифры, заложенные в новый бюджет. Точнее, для профессионалов Гончарук высказался вполне понятно и однозначно, но вряд ли рядовой избиратель "команды президента" отметил для себя нужную цитату в премьерском спиче. А мы от нее как раз и оттолкнемся.

"В этом бюджете объем поступлений, объем денег, который собирает государство с общества, с экономики и перераспределяет относительно ВВП, также будет уменьшаться. Это означает, что, как и обещала команда президента, мы стремимся к тому, чтобы государства в экономике становилось меньше", – отметил глава правительства, добавив, что еще "более ярко" этот подход проявится до 2 ноября в доработанном законопроекте о бюджете.

Ключевое здесь: сокращение одной из основных – перераспределительной функции налогов. Иными словами, если брать в целом, те, кто может зарабатывать, будут меньше отчислять в бюджет на тех, кто не может.

Смысл перераспределения доходов между различными категориями граждан понятен: общество поддерживает тех, кто нуждается, не только из гуманных соображений, но и из экономических. Социальные последствия разрыва в доходах, особенно в случае с самыми бедными, могут обойтись значительно дороже, чем субсидии и другая государственная помощь.

Можно было бы предположить, что реальные налоговые поступления не уменьшатся и денег хватит на всех за счет расширения базы налогообложения ("неправильно, когда налоги высокие, а платит их лишь какая-то незначительная часть бизнеса", – утверждает Гончарук). Можно, если бы не цифры…

Итак, что мы имеем. На следующий год прогнозируются доходы госбюджета в 1 трлн 79,5 млрд грн против 1 трлн 26 млрд в текущем году. При этом ожидаемые траты  – 1 трлн 170 млрд грн, что лишь немногим больше текущих 1 трлн 112 млрд. С учетом ожидаемой Нацбанком инфляции (6-6,5%) реальные поступления и госрасходы даже сократятся.

Еще несколько цифр.

На образование выделяют 136,4 млрд грн, что на 7,7 млрд грн больше, чем в 2019-м (то есть с учетом цен реальное обеспечение будет меньшим). Для справедливости отметим, расходы на здравоохранение предлагается увеличить до 108 млрд грн, что на 9,8 млрд больше, чем в 2019 г., а реально они повысятся на несколько процентов. 

С 2020 января  прожиточный минимум, от которого зависят многие выплаты, на одного человека будет такой: с 1 января 2020 г. – 2027 грн в месяц (против 1853 с 1 января 2019-го), с 1 июля – 2118 грн (против 1936 грн), с 1 декабря – 2189 грн (против 2027 грн). То есть этот показатель в январе вообще не изменится, а летом и в декабре следующего года рост прожиточного минимума несколько перегонит уровень прогнозируемой инфляции. 

Урежут расходы на субсидии: в 2020 г. выделят 47,6 млрд грн, тогда как в этом году запланировано 55 млрд грн. Здесь, конечно, не все так однозначно, ведь нужно учитывать, с одной стороны, прогнозируемую стоимость коммунальных услуг в связи с ценами на природный газ, курсом гривни и т. п., а с другой – увеличение доходов населения. Касательно первых пунктов есть сдержанный оптимизм, а вот получиться ли украинцам разбогатеть?

Посмотрим. Невзирая на обещания наращивать производство в течение следующей пятилетки в среднем на 5-7% в год – заложенный в новый бюджет прогноз роста ВВП за следующий год составляет сравнимые с текущими показателями 3,3-3,6%. Это вам еще не экономическое чудо. Правда, инфляцию с декабря-2019 по декабрь-2020 обещают обуздать до 6-6,5%.

Казалось бы, где здесь явное урезание социалки? С учетом индекса потребительских цен, траты на соответствующие статьи то чуть выше, то чуть ниже в сравнении с 2019 г. Но дьявол – в пироге. Главное не забывать о росте экономики: производим больше, пирог увеличивается (рост ВВП в 3,3% с учетом инфляции), а расходы на социальные статьи плюс-минус лишь индексируются на уровень цен. 

Конечно, урезание не касается всех статей бюджета. Так, на национальную безопасность и оборону траты возрастут даже с учетом ожидаемой инфляции и составят 245,8 млрд грн, что на 33,8 млрд больше, чем в 2019-м. Однако обеспечение обороны не относится к перераспределительной функции налогов, которую хочет уменьшить правительство.

В любом случае "закон сохранения энергии" применим и к деньгам. Государственные расходы в пропорции к ВВП будут сокращаться. И, как показывает первичный анализ законопроекта, в первую очередь за счет социальных статей.

Алексей ШЕВНИН

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢