Бюджет-2020: насколько повысится благосостояние украинцев

Точка зору

Представленный 20 сентября в Верховной Раде проект государственного бюджета Украины на 2020 год, по оценкам многих экспертов, не демонстрирует особых прорывов в ключевых областях и, вопреки обещаниям представителей новой власти, пока мало чем отличается от бюджетов прошлых лет. Однако вряд ли Украина будет жить в следующем году именно по этому бюджету. Представляя документ, и премьер-министр Алексей Гончарук, и министр финансов Оксана Маркарова заявляли, что к 18 октября, когда запланировано второе чтение законопроекта, он претерпит существенные изменения, в том числе по базовым показателям. В обновленном проекте бюджета должны найти отражения законодательные новшества, которые активно принимаются с начала работы Верховной Радой, а также программа деятельности нового правительства, которую должны представить уже через несколько дней – к 29 сентября.

В настоящее время о том, как именно изменится проект бюджета, можно судить только по заявлениям официальных лиц. И эти заявления вдохновляют. Сайт "Сегодня" поинтересовался, как может измениться уровень жизни украинцев, если все эти заявления действительно найдут отражение в обновленном законопроекте. Рассмотрим основные социальные показатели.

Прожиточный минимум

Согласно нынешнему проекту госбюджета, в 2020 год мы должны войти с прожиточным минимумом, заложенным еще прежним правительством. Сегодня этот показатель составляет в среднем 1936 грн, а с 1 декабря вырастет до 2027 грн. С этой же цифрой мы войдем и в январь (так происходило и раньше). Затем в течение года прожиточный минимум предполагается повысить дважды: с 1 июля – до 2118 грн, а с 1 декабря – до 2189 грн. В целом повышение за год составит всего 162 грн, или 8%. Это всего на 3% выше прогнозируемой на следующий год инфляции (5%).

При этом в первоначальном проекте бюджета Кабмину было поручено "предпринять решительные шаги", чтобы в 2020 году размер прожиточного минимума был приближен к его реальной величине. Предполагалось, что реальный прожиточный минимум к тому времени будет составлять порядка 4251 грн.

Возможно, в обновленном бюджете мы увидим более существенный рост прожиточного минимума – до размера реального. Как заявила на днях представитель Кабмина в Верховной Раде Ирина Верещук, "премьер поставил амбициозную задачу увеличить [прожиточный минимум] до 4,5 тыс. грн".

Об этом же говорила и министр социальной политики Юлия Соколовская.

"Наше правительство честно признало, что реальный прожиточный минимум не соответствует фактическому уровню! По статистике 2018 года, около 28% населения Украины живут за чертой бедности… Мы проанализировали законодательство – в нынешней системе к прожиточному минимуму привязано много различных выплат: со ссылкой на него сегодня действуют более 100 нормативно-правовых актов. Кроме этого, величина прожиточного минимума применяется и при налогообложении… Итак, сегодня прожиточный минимум фактически утратил функцию определения минимального уровня обеспеченности, а стал скорее финансовым показателем. Более того, мы понимаем, что методология определения прожиточного минимума требует осовременивания. С этой проблемой нужно бороться", – написала Юлия Соколовская на своей странице в Facebook.

Напомним, в августе, по расчетам Министерства соцполитики, фактический размер прожиточного минимума составлял 3669 грн, а с учетом коммунальных платежей – 4208 грн. Это соответственно на 90% и на 117% больше того "прожиточного минимума", по которому рассчитываются сегодня социальные платежи. При этом для детей до 6 лет фактический прожиточный минимум за август насчитали в 3239 грн, для детей от 6 до 18 лет – 4211 грн, для трудоспособных лиц – 3802 грн без коммуналки и 4722 грн – с коммунальными услугами, для нетрудоспособных лиц – 3110 грн.

К концу 2020 года эти цифры, разумеется, вырастут как минимум на уровень инфляции. Так, за 8 месяцев 2019 года фактический прожиточный минимум вырос на 5,6% (на 226 грн), а с учетом коммуналки – на 6,5% (на 256 грн). Значит, к концу 2020 года реальный прожиточный минимум действительно может дорасти до 4500 грн.

Если пропорционально вырастут и показатели прожиточного минимума для всех социальных и демографических групп, то к концу 2020 года прожиточный минимум для детей до 6 лет может составлять порядка 3466 грн, для детей от 6 до 18 лет – 4505 грн, для трудоспособных – 5052 грн (с коммунальными услугами), для нетрудоспособных – 3328 грн.

Одновременно должны увеличиться и социальные выплаты.

Пенсии и соцвыплаты

Сегодня минимальная пенсия равняется размеру прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Согласно поданному в Верховную Раду законопроекту, минимальная пенсия для тех, кому она будет оформляться в 2020 году, может составлять в начале года – 1638 грн, с 1 июля – 1712 грн, с 1 декабря – 1769 грн.

Если прожиточный минимум все-таки будет повышен до размера фактического, как обещают в Кабмине, это значит, что к концу года минимальные пенсии могут составлять порядка 3328 грн (напомним, эти цифры – исключительно расчеты сайта "Сегодня", которые предполагают увеличение нынешнего фактического прожиточного минимума на процент инфляции).

Таким же может быть и размер соцпомощи для лиц с инвалидностью – он тоже составляет 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц.

Соответственно, должны будут увеличиться и другие социальные выплаты. Например, минимальный размер алиментов (от родителя – 100% прожиточного минимума для ребенка, в зависимости от возраста, от государства – 50%), помощь малообеспеченным (до 75% прожиточного минимума), одиноким матерям и т. д.

После существенного повышения прожиточного минимума, вероятно, встанет вопрос и о новой индексации пенсий тем, кто вышел на заслуженный отдых до 2020 года. В противном случае их выплаты окажутся значительно меньшими по сравнению с выплатами тех, кому пенсии только будут назначены в 2020 году.

Зарплаты

В соответствии с проектом госбюджета на 2020 год, с 1 января минимальная заработная плата в месячном измерении должна повыситься до 4723 грн, а в почасовом – до 28,31 грн. В отличие от прожиточного минимума, который может повышаться несколько раз в год, минимальная зарплата у нас традиционно устанавливается законом о госбюджете на весь календарный год.

Статья 9 закона "Об оплате труда" требует, чтобы минимальная зарплата устанавливалась в размере, не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

У нас считается, что минимальная зарплата давно и намного превышает прожиточный минимум. Но это если говорить о "расчетном" прожиточном минимуме. Если же вспомнить о существовании фактического, то тут не все так однозначно. Например, на нынешний 2019 год минимальная зарплата определена в размере 4173 грн. При этом фактический прожиточный минимум для трудоспособных лиц еще в декабре 2018-го был выше минимальной зарплаты: 4349 грн, с учетом обязательных платежей. А о том, что считать нужно прожиточный минимум именно с обязательными платежами, говорит та же ст. 9 закона об оплате труда:

"Размер минимальной заработной платы определяется с учетом потребностей работников и их семей, стоимостной величины достаточного для обеспечения нормального функционирования организма трудоспособного человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности, а также общего уровня средней заработной платы, производительности труда и уровня занятости".

В августовских ценах фактический прожиточный минимум для трудоспособного человека, с учетом обязательных платежей, составлял 4722 грн. К январю 2020-го, с поправкой на инфляцию, он может повыситься примерно до 4750 грн, а к концу года, по нашим расчетам, – до 5052 грн. Таким образом, заложенная на 2019 год величина минимальной зарплаты – 4723 грн – примерно соответствовала прожиточному минимуму в августе 2019-го. И уже в начале года она будет меньше реального прожиточного минимума, а к концу года разрыв вырастет еще больше.

Вице-премьер по социальным вопросам в прежнем правительстве Павел Розенко, покидая свой пост, заявлял, что видит предпосылки для повышения в 2020 году минимальной зарплаты до 7000 грн. Будут ли пересмотрены эти цифры в проекте госбюджета ко второму чтению, пока не известно.

Добавим только, что в проекте бюджета должностной оклад работника I тарифного разряда определен на уровне 2102 года. Хотя статья 6 закона об оплате труда говорит о том, что минимальный должностной оклад не может быть ниже прожиточного минимума.

Средняя зарплата, как сейчас предполагается, в следующем году вырастет до 12 043 грн. По данным Госстата, в июле средняя зарплата составляла 10 971 грн.

Субсидии

В нынешнем проекте госбюджета на выплату субсидий заложено меньше средств, чем в 2019 году: 47,6 млрд грн по сравнению с нынешними 55,1 млрд. В таком изменении некоторые эксперты усмотрели дальнейшее ужесточение требований к претендентам на субсидии. Однако министр соцполитики Юлия Соколовская утверждает, что причина в другом.

"Если сравнивать с цифрами, включенными в бюджет на этот год (55,1 млрд грн), то заложенные 47,6 млрд – действительно меньше. Но это сокращение вызвано исключительно экономическими факторами: за счет индексации пенсий, увеличения уровней минимальной зарплаты и прожиточного минимума доходы украинцев выросли. Соответственно, уменьшился и размер субсидий, которые государство выплачивало гражданам. Поэтому еще раз подчеркиваю: "сокращение" расходов не приведет к сокращению получателей!" – заверила Юлия Соколовская.

Многим еще помнится заявление президента Украины Владимира Зеленского о намерении освободить украинцев старше 70 лет от коммунальных услуг. Звучали даже обещания сделать это с сентября 2019 года. Однако пока ни о каких изменениях в этом плане не слышно. Не зарегистрировано пока и законопроектов на этот счет.

Скептики сомневаются, что в бюджете найдутся ресурсы для такого благородного шага. А уж тем более непонятно, откуда предполагается брать деньги на повышение прожиточного минимума и связанных с ним соцвыплат. Конечно, рост прожиточного минимума автоматически влечет за собой и увеличение налоговых отчислений, поскольку многие налоговые показатели также "привязаны" к нему. Однако в таком случае в обновленном законопроекте о госбюджете наверняка появятся гораздо большие плановые цифры по сбору налогов.

Помимо всего прочего, эксперты обращают внимание, что заложенный в госбюджете курс 28,2 грн за доллар может не оправдать себя, поскольку вот уже второй год подряд гривня укрепляется сильнее любых планов и прогнозов. Из-за этого не выполняется план по поступлениям в бюджет на этот год, такая же ситуация может возникнуть и в будущем.

Александра Романюк

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢