Порто-франко под присмотром Турции. Как Украине правильно развивать Мариуполь

Точка зору

Они вам не инвесторы

Начнем с дефиниций. Инвестиционный форум в Мариуполе стал уникальным мероприятием в своем роде, так как прошел практически без инвесторов. Во всяком случае, системных. Если попробовать максимально приблизить форму к содержанию, то его смело можно было назвать "кредитным", так как на нем в основном присутствовали международные финансовые организации, такие как ВБ, ЕББР, ЕИБ, МФК. То есть все те транснациональные институции, которые кредитуют, а не инвестируют. Только в качестве исключения из правил эти МФО могут войти в тот или иной проект в качестве инвестора. Интересуют их проекты, связанные с развитием социальной, транспортной и логистической инфраструктуры, экологией и крайне редко – с развитием реального сектора экономики. Кроме того, на форуме в избытке присутствовали так называемые портфельные инвесторы или, по-простому, лобби инвестиционных банкиров, которые вкладываются на рынке ОВГЗ. Эти инвестиции фактически сожрали весь внутренний рынок капитала, отведя базовые финансовые потоки от реального сектора экономики. Кроме того, на форуме присутствовали инвесторы-индивидуалы или как их еще называют – "инвестиционные туристы". Это, конечно, не лыжные инструкторы из Испании, у них даже есть определенные бизнес-проекты, но путешествуют по миру они не в целях вложений на рынках развивающихся стран, а в поисках денег, которые там можно найти, учитывая институциональную немощь и падкость местных чиновников на различные сомнительные финансовые схемы.

Так что перед нами – типичный "кредитный форум", на котором присутствуют либо те, кто дает деньги в долг дорого (инвесторы долгового рынка) или дешево, но под пакет политических требований (международные кредиторы).

Закрытые окна и даже форточки

Создание удобных "окон" входа для инвесторов – краеугольный камень любой системной инвестпрограммы. На данный момент в мире существует два типа стран, которые эффективно привлекают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Это либо институциональные рынки, где права инвесторов обеспечиваются установившимися рыночными практиками и качественными институтами: судами, антимонопольной и регуляторной политикой и т. д. Как правило, в данном сегменте представлены государства западной демократии, которые могут предложить инвесторам столетние традиции уважения их прав. Либо же это страны, в обозримом будущем не способные построить качественные и надежные рыночные институции, которые смогли бы успешно действовать в рамках всей экономики. Но у них есть политическая воля предложить инвесторам отдельные изолированные кластеры или точки роста, где, с одной стороны, их инвестиции будут капитализироваться и бизнес получит динамичный мультипликатор, а с другой – в этих точках/кластерах будут действовать знакомые для инвесторов сервисы. По этому пути пошли Китай, Казахстан, Беларусь, РФ и другие страны Азии и Африки. Яркий пример – Международный финансовый центр (хаб) в Казахстане. Да, казахи не могут обеспечить качественную судебную систему, изолированную от коррупционного влияния в масштабах всей страны. Но они могут создать судебный анклав в отдельном хабе, когда суды в нем будут действовать на основе британского права.

Любой инвестиционный форум должен быть территорией новых смыслов. Иначе это не форум. И не инвестиционный, а обычная рекламная агитка, нацеленная не так на внешних инвесторов, как на внутреннего потребителя-избирателя, который должен увидеть, что бедное на смыслы правительство может выступать – и его кто-то слушает.

Кстати, о выступлениях. Президент излучал оптимизм и это правильно. Вот только подкреплял он его набором экономических манипуляций, которые легко выявлялись искушенными экспертами. Это и тезис о росте ВВП во втором квартале этого года на 4,6%, и снижение учетной ставки на 1%, и повышение нашей позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса, и улучшение кредитных рейтингов, и упрощение процедуры начала строительства в Украине, и многое другое. Все понимали, что ВВП оценивают по году и что его рост проходит на фоне падения промпроизводства, а драйверами пока еще выступают розничная торговля и сельское хозяйство. И что даже после снижения учетной ставки НБУ на 1% ее уровень до сих пор почти в два раза превышает динамику потребительской инфляции. Да и касательно рейтингов: на фоне улучшения условий ведения бизнеса – падение в рейтинге конкурентоспособности экономики. А "улучшение" кредитного рейтинга – это обычно барахтанье в "мусорной корзине" эмитентов и заемщиков, никакого прорыва здесь тоже пока нет, а есть лишь движение от дна к потолку "своей" группы.

Не был оригинальным и премьер Алексей Гончарук, который заявил инвесторам, то бишь кредиторам, что коррупция в верхних эшелонах украинской власти уже успешно побеждена. Но, к сожалению, наш премьер так и не презентовал модель экономического развития и хотя бы общие контуры промышленной политики. Почему это важно? По данным отчета о глобальных инвестициях ЮНКТАД при ООН, 101 страна мира привлекала ПИИ с помощью реализации национальных промышленных политик.

Но будем справедливы: даже самые экономически выверенные презентации и модели сейчас не способны сподвигнуть инвестора вложить свои средства в Украину: в 2018-м объем ПИИ в Украину составил всего $2,2 млрд, что при подушевом пересчете намного ниже, чем в некоторых азиатских и африканских странах.

Учитывая, что смыслы – это универсальная наживка для инвестора, в Украине к обычным презентациям необходимо добавлять и реальные проекты под ключ, которые можно было бы "пощупать" во время форума. И протестировать их возможности, и потенциал роста.

Забытый шоурум

Форум в Мариуполе в этом плане был идеальным местом для подобного рода "шоурума". С одной стороны, Мариуполь – это своеобразный моногород, который "заточен" на два крупнейших металлургических предприятия, от деятельности которых напрямую зависит благосостояние половины местных жителей, а опосредованно – всех. И это относительно благополучный город, если сравнивать его с другими прифронтовыми населенными пунктами. Скажем больше: учитывая, что в нескольких десятках километрах до сих пор стреляют, благоустроенность Мариуполя впечатляет не одного иностранного гостя. Сегодня его жизненным фундаментом является одна финансово-промышленная группа. И этот кейс не вполне интересен системному инвестору, ведь он не видит в таком формате пространства для своих инвестиций. Но этот формат можно и нужно разнообразить, и диверсифицировать.

Учитывая потенциал Мариуполя, правительство могло бы провести презентацию своеобразной триады привлечения инвестиций: 1) программы государственно-частного партнерства, которые опираются на систему госзаказов и частные инвестиции; 2) создание специального кластера роста; 3) развитие частной предпринимательской инициативы в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ).

Начнем с первого. В Мариуполе есть не только металлургические предприятия, но и такой флагман тяжелого машиностроения, как "Азовмаш". Уже во время независимости завод был разделен на несколько отдельных структур. В частности, был выделен Мариупольский завод тяжелого машиностроения, который специализируется на производстве железнодорожных цистерн, портовых и промышленных кранов. В предыдущие годы одна из компаний этого промышленного агломерата – ЧАО "Азовэлектросталь" – неоднократно обращалась к правительству с просьбой прекратить закупку дешевого китайского вагонного литья. Потеря рынков СНГ лишила компанию существенной части экспортной выручки. А последний гвоздь – это переориентация "Укрзалізниці" (УЗ) на закупку импортного оборудования и материалов. В 2019-м суд признал этот завод банкротом и открыл соответствующую ликвидационную процедуру. Что могло бы в этой ситуации сделать государство?

Здесь можно вспомнить пример государственно-частного партнерства в Польше, в частности – историю успеха компании по производству локомотивов Newag, реанимированную местным предпринимателем Збигневом Якубасом. Сейчас акции Newag хотят купить Alstom, Bombardier, Stadler, Skoda, Siemens. Эта компания с помощью одного IPO на Варшавской бирже привлекает 100 млн евро. Таким образом, государство может напрямую влиять на капитализацию компаний, например, с помощью размещения заказов среди национальных производителей: после заключения контракта с государственной транспортной компанией Newag успешно провел IPO, и сам факт контракта позволил привлечь миллионы частных инвестиций.

В Мариуполе государство могло бы презентовать программу реанимации производства подвижного состава для нужд УЗ, показав потенциальный пакет долгосрочных заказов и концепцию создания на базе производств "Азовмаша" нового индустриального парка, тем более что с учетом процедуры банкротства и простоя иных структурных единиц некогда единого предприятия цена входного билета для инвестора была бы невысока. Кроме того, на развитие этого проекта могла бы быть нацелена и госпрограмма строительства новых пяти портов, о которых упоминалось в недавней программе КМУ.

Мариупольский порт – еще одна точка роста при условии минимизации фактора риска блокады Керченского пролива со стороны РФ. Создание зоны порто-франко в Мариуполе целесообразно инициировать в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Финансовым инструментом гарантирования прав инвесторов и контрагентов зоны порто-франко в Мариуполе (или сразу в Мариуполе и Бердянске), включая безопасность судов, может стать как специализированный Черноморский банк торговли и развития, так и иные международные организации: ЕБРР и/или Всемирный банк. Ну а ключевым гарантом безопасности новой СЭЗ – Турция (при определенной экономической заинтересованности), разумеется.

Что касается сегмента МСБ, здесь государство могло бы предложить целую палитру проектов – начиная от создания механизмов по стимулированию местного нетрадиционного экспорта и заканчивая инструментарием организационной и кредитной поддержки предпринимателей (например, в части компенсации процентной ставки). В качестве примера можно взять Фонд содействия развитию предпринимательства в Эстонии. Его главная цель – стимулирование отраслей с существенным экспортным потенциалом и высоким уровнем добавленной стоимости. Эстонский опыт говорит о том, что подобные структуры пропускают через себя до 20-30% выделяемых стране кредитных, инвестиционных и донорских финансовых ресурсов, в результате чего достигается высокий уровень акселерации бизнес-процессов и формируются региональные фокус-группы участников. Учитывая, что на создание подобной системы в масштабах государства могут уйти годы, в Украине можно было бы начать с активации программ поддержки МСБ в отдельных регионах, в частности на Донбассе. А инвестиционную "прокачку" данного проекта как раз и целесообразно проводить с помощью международных инвестфорумов.

К сожалению, форум в Мариуполе не стал трансфертной площадкой, где предпринимательская идея встречается с инвестором. Не стал он и местом, где были бы озвучены новые смыслы госполитики.

Алексей КУЩ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢