Зе-команда обещает рост экономики: А что там с выплатами кредиторам за реструктуризацию госдолга?

Точка зору

Украинская экономика продолжает расти не благодаря, а вопреки. Если не брать во внимание структуру базиса роста, все выглядит благополучно: если в первом квартале 2019-го темпы роста валового продукта составили 2,5%, то во втором динамика ВВП ускорилась до 4,6%.

В третьем квартале показатели скромнее, но в целом тоже неплохо – 4,2%. С другой стороны, базис роста не вызывает особого оптимизма: драйверами экономики стали торговля, сельское хозяйство и банковский сектор.

Начнем с первой: высокие темпы роста розничной торговли вызваны эффектом частичного восстановления платежеспособности населения после ямы в 2014-2015-м. Работодатели в течение 2016-2018 годов почти вывели средний размер заработной платы в долларовом эквиваленте на уровень 2013-го.

Также произошел и частичный рост социальных стандартов. Фактором разогрева сектора торговли стали и средства трудовых мигрантов, которые они пересылают на родину.

Что касается банковского сегмента, то здесь рост происходит на фоне ухудшения всех системных элементов банковской трансмиссии, то есть модели взаимосвязи банков с реальным сектором экономики через кредитные механизмы.

Показатель проникновения кредитов, который рассчитывается как отношение кредитного портфеля к ВВП, постоянно снижается: если до кризиса 2008-го он находился на уровне 75%, то к 2013-му снизился до 60%.

Сейчас данный индикатор и вовсе свалился к отметке 27%, что является не только нашим внутренним антирекордом, но и наименьшим показателем среди стран – региональных и торговых конкурентов. В структуре капитальных инвестиций кредитные инструменты составляют всего 5-6%, более 70% – это внутренние источники предприятий, их оборотные средства.

Больше половины прибыли банков – это вклад государственных финансовых учреждений. Учитывая, что примерно треть доходов банков – это деньги, заработанные ими на рынке ОВГЗ и депозитных сертификатов НБУ, становится ясно, что вклад банков в рост ВВП происходит не за счет увеличения кредитно-инвестиционного портфеля, а лишь с помощью финансовых спекуляций.

Это герметичная, замкнутая система, почти "вещь в себе" по Канту: государство платит доходы банкам, те показывают рост прибыли и платят налоги государству. ВВП "растет".

Что касается изменения удельного веса сельского хозяйства, с одной стороны – это отрадный факт, если не учитывать, что аграрный сектор принадлежит к первичному сегменту экономики и доиндустриальному укладу хозяйствования. 

Роль сельского хозяйства в общей налоговой базе формирования бюджета непропорционально мала, а в контексте возмещения НДС экспортерам аграрного сырья – даже отрицательная. То же самое можно сказать и об уровне занятости в данной отрасли.

В то же время, индустриальное ядро экономики – промышленность, находится на нулевом темпе роста и вот-вот соскользнет в отрицательную зону, во всяком случае о грядущих проблемах, связанных с внешними рынками сбыта, уже сообщили металлурги.

По сути, мы имеем гибридный рост экономики, который опирается на непродуктивные факторы и слабеющий базис. Резистентность такого роста к внешним и внутренним шокам необычайно слаба, а сам рост носит неустойчивый и нестабильный характер.

Но как говорил классик, не важно, как проходят те или иные процессы, важно, кто считает. А смысл правильно "считать" уже появился. Внешние кредиторы застыли в позе лотоса, ведь Украина может погрузить их в "финансовую нирвану" на ближайшие несколько десятков лет. Речь идет о так называемых VRI или бонусах за "рост" нашего ВВП.

 

В 2015-м году произошла так называемая реструктуризация, которая на поверку оказалась самым масштабным финансовым блефом последних десятилетий: никто нам и не думал списывать 20% долга, просто пятую часть задолженности заменили варрантами или "инструментами восстановления стоимости" (VRI) на суму более 3,239 млрд долларов, которые еще называют "ВВП-зависимыми облигациями.

Суть этой замены заключена в следующем: кредиторы "прощают" нам часть долга, но взамен получают инструменты восстановления утраченной стоимости в виде VRI и Украина обязана платить по ним в течение двадцати лет (!) выплаты, размер которых зависит от темпов роста нашего ВВП.

Если валовый продукт увеличится в диапазоне 3-4% в год, то заплатить придется 15% от суммы прироста ВВП, а если динамика роста украинской экономики ускорится до уровня выше 4%, то 40% роста ВВП. Лишь на первые пять лет сумма выплат кредиторам ограничена планкой в 1% ВВП.

Начисление начинается с 2019-го года при условии достижения нашим ВВП валютного эквивалента в 125 млрд долларов (критерий уже выполнен). А непосредственно выплаты стартуют в 2021-м по итогам 2019-го и заканчиваются в 2040-м по итогам 2038-го.

На данный момент рост ВВП в Украине застыл на "флажке": по итогам года он может составить как 3,99%, так и 4,1%. Разница в десятые доли процента, а финансовое расхождение по выплатам VRI разительное. В случае, если ВВП вырастет на 3,99%, кредиторы получат 15% прироста валового продукта или до 300 млн долларов, а если рост перевалит за 4%, то сумма выплат вырастет более чем в два раза.

Если наша экономика, согласно обещаниям премьер-министра Гончарука, разгонится до уровня 5%+, то ежегодные выплаты кредиторам могут превысить и миллиард долларов в год. По сути, перед нами налог на экономический рост.

И котировки на VRI на международных рынках выросли в сентябре-ноябре до диапазона 90%-95% от номинала, хотя раньше котировались на уровне 50-60%.

Мы неоднократно писали об этой проблеме, но в данном случае, нас интересует, кто же поставит подпись под утвержденными темпами роста за 2019-й год.  

В системе государственного управления должен быть орган, отвечающий за постановку диагноза состоянию национальной экономики. В США – это Национальное бюро экономических исследований США (NBER), которое уполномочено правительством определять текущую ситуацию в экономике штатов.

Простыми словами – это именно то ведомство, которое объявляет о начале или завершении рецессии, когда реальный ВВП страны последовательно падает или растет два квартала подряд.

Наличие подобного арбитра – это не только признак прогнозируемой страны, но и универсальный способ устранения всяческих спекуляций на тему экономического роста, когда на экранах телевидения многочисленные эксперты доказывают, что страна успешно развивается/катится к краху, при чем оба прогноза звучат одновременно.

В Украине таким арбитром был Госстат. По странному стечению обстоятельств, интрига с ростом ВВП разворачивается на фоне совершенно непонятного "перетряхивания" государственной статистики. Статус Госстата был резко понижен – его передали в ведение секретариата Кабмина, под "крыло" правительственного "завхоза" – министра Кабинета министров.

И буквально на днях Дмитрий Дубилет, который занимает указанную должность, сообщил о "непростом решении": сократить 1770 должностей в Государственной службе статистики. Сами статистические отчеты будут "упрощены", а ушедших специалистов заменит "статистика в смартфоне".

Во времена "Оранжевой революции" министра Кабинета министров Толстоухова называли "министром-отшельником", так как именно ему пришлось "сторожить" Кабмин и выслушивать игру демонстрантов на железных бочках – "толстые уши" пригодились.

Но это "завхозная" статусность навсегда в прошлом: отныне министр Кабинета министров будет отвечать и за то, как считает рост ВВП отечественная статистика, а "считать" там будет уже некому.

Зато, зная теорию "больших цифр", можно нарисовать темпы роста ВВП "как в Китае": помнится, как в свое время можно было оптимизировать размер резервов коммерческого банка за счет применения дробных степеней (степень с дробным показателем): суммы варьировались "от и до".

В условиях гибридного роста, когда основным драйвером становится торговля и сельское хозяйство, показатель ВВП по "косвенным признакам" можно будет ежегодно натягивать как "сову на глобус". Кредиторы будут рады. 

А эти люди умеют быть "благодарными". Ну а населению и бизнесу придется обеспечивать выплату этого налога "на рост". Зато будем гордиться "темпами", все равно "масло" в виде роста ВВП никто не собирается намазывать на социальный "бутерброд". Оно пойдет на элегантные канапе "с икрой" для кредиторов.

Алексей Кущ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢