Новый виток. Каким украинским производителям навредят российские санкции

Точка зору

Россия и Украина во вторник, 17 декабря, обоюдно обновили направленные друг против друга санкционные списки. Украинские ограничения, утвержденные Кабмином еще 27 ноября, в первую очередь коснулись российских компаний, изначально не имеющих взаимосвязей с украинской экономикой.

Так, украинские санкции коснулись более 100 юрлиц, среди которых компании зарегистрированные на территории России и зарегистрированные по российскому законодательству в Крыму. Также это юрлица, обеспечивающие незаконную деятельность администрации РФ, незаконно осуществляющих вещание на захваченных в автономной республике радиочастотах, либо привлеченные к поставке материалов оборонно-промышленного комплекса.

Со своей стороны РФ ответила запретом на ввоз для сразу несколько разнородных групп украинских товаров куда более потребительского свойства: кукурузного крахмала, глюкозы и глюкозных сиропов, медицинских приспособлений, котлов центрального отопления, а также комплектующих для насосов. Для части производителей указанной продукции российский рынок до сих пор оставался немаловажным. Кому из них придется переориентироваться и как быстро смогут они найти альтернативный рынок сбыта, выяснял UBR.ua.

Не все Днепру патока

Днепропетровский Крахмально-паточный комбинат (ДКПК) в 2016 году благодаря девальвации гривны смог существенно нарастить экспорт кукурузного крахмала в Россию, опустив цены местного рынка на 30%. Это вызвало беспокойство местных производителей: так, ассоциации "Росскрахмалпатока" даже направляла обращение в федеральные органы исполнительной власти, уже тогда требуя ввести запрет на ввоз в Россию кукурузного крахмала и патоки.

В целом, импорт кукурузного крахмала за тот период для РФ вырос в четыре раза, а крахмальной паток – в 14, при этом экспорт украинских предприятий ДКПК и "Интеркорн", наращиваясь с каждым месяцем, к сентябрю 2016 года составил 5191 тонну.

Руководитель упомянутой Ассоциации Олег Радин также отметил, что объем производства ДКПК наибольший среди всех стран СНГ, что дает предприятию возможность занять до 65% российского рынка крахмалопродуктов в перспективе.

Однако уже тогда Россия не являлась безальтернативным рынком сбыта для украинских производителей: так, общий экспорт кукурузного крахмала из Украины в 2017-2018 годах стабильно рос, а крупнейшим потребителем отечественной продукции уже тогда несколько сезонов являлась Индонезия.

"Глюкозу из Украины перестали экспортировать еще в 2018 году, доли России в поставках кукурузного крахмала и глютена не превышали 3%. Глюкоза, сиропы и другие продукты переработки кукурузы – товар широкого спектра применения, спрос на который в глобальных масштабах стабильно высокий, потому переориентация не составит труда", – отметил в комментарии UBR.ua генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов.

Кому санкции навредят

Тем не менее, от расширения санкционного перечня все же пострадают отдельные украинские производители – в первую очередь в сегменте котлов центрального отопления. 

"Среди украинских производителей больше всего пострадает сегмент котлов – на Российский рынок котлов приходилось 80% в 2018 году и 70% по состоянию на 1 половину 2019 года", – отметил в комментарии UBR.ua Александр Соколов, также спрогнозировав постепенное снижения производства данного вида продукции в Украине.

"В сегменте котлов последние три года наблюдается такая тенденция, что спрос на украинские котлы в Украине достаточно стабилен, в то время как экспорт в РФ сокращался и без санкций (ранее санкции были, но касались только паровых котлов). Учитывая качественные характеристики и высочайшую конкуренцию на рынке европейских стран и сравнительно невысокую потребность в котлах в южных регионах, производство будет снижаться за счет сбыта продукции на экспорт", – рассказал директор Pro-consulting.

В чем смысл?

Учитывая, что расширение санкций не принесет особого вреда украинской экономике и отдельным ее сегментам, появляется вопрос о причинах выбора конкретных позиций для запретительного списка.

"Можно предположить, что наложение санкций касалось скорее не отраслей, которые могут быть стратегически важными для локального бизнеса, а конкретных компаний, которые поставляют продукцию В Россию", – предположил Соколов.

Отметим, что, к примеру, конечным бенефициаром упомянутого Днепровского КПК завода является экс-президент Украины Петр Порошенко.

В большей степени расширение санкций является имитацией борьбы, сделанной в ответ на украинские запретительные меры, выразил мнение в комментарии UBR.ua экономический эксперт Александр Охрименко. При этом он заметил, что, помимо сферы энергоресурсов, еще осталась "масса" бизнеса, как украинского, работающего в России, так и наоборот, которые ведут дела через офшорные зоны.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢