В стране не хватает денег, а правительство досрочно раздает их внешним кредиторам

Точка зору

За последние два месяца правительство внепланово "влило" в карманы внешних кредиторов более 30 млрд грн в эквиваленте. И речь не о плановых погашениях долгов и процентов по ним, хотя целесообразность выплат текущих долговых обязательств в период кризиса вызывает сомнения, так как многие страны сейчас ведут с кредиторами переговоры о реструктуризации своей задолженности. Речь о досрочном погашении долгов будущего периода и о выкупе финансового "мусора", что позволяют себе очень богатые страны, находящиеся в фазе "сжирубесения".

В этом контексте представляется примерно следующая картина: заседание сонного правительства в скучной европейской стране "типа Лихтенштейн", на повестке дня стоит один вопрос: куда тратить деньги, которые, как в сказке про Мидаса, появляются буквально от каждого прикосновения. Ну, в общем, проблема "затаривания" страны "деньгами". Все мосты построены, все дома отремонтированы, на трассах государственного значения можно проводить соревнования "Формулы-1", социальная политика "замкнула дугу" на выплате безусловного базового дохода… На фоне этих "проблем" и заседает правительственный синклит в "грустном размышлении", и паузка как бы затянулась. И тут министр финансов хлопает себя по покатому лбу и восклицает: "Так у нас же долги будущих периодов есть непогашенные! И набор "финансового мусора", по которому мы в ближайшее время платить будем либо копейки, либо вообще ничего, но раз у нас проблема с лишними деньгами, то почему бы не выкупить все это, да с хорошей ценой для кредиторов".

Как сказал бы философ, увидев подобную картину маслом: "Верую, ибо абсурдно". И оказался бы абсолютно прав, ведь нечто подобное произошло в Украине месяц назад, когда правительство решило из 2 млрд долл., привлеченных в результате выпуска еврооблигаций, потратить примерно 800 млн долл. на досрочное (sic!!!) погашение долгов с датами платежа в 2021-2022 годах.

В свое время глава НБУ Сергей Тигипко в преддверии очередных выборов предложил досрочно погасить долг Украины перед МВФ, причем на фоне мизерного отношения задолженности страны к ВВП и высочайших темпов экономического роста (более 10% в год). За что тут же был "пожурен" более старшими товарищами, в частности Азаровым. В те времена казалось, что досрочно погашать долги даже в условиях беспрецедентного роста (Украину называли тогда восточноевропейским "тигром") нецелесообразно.

Но ситуация кардинальным образом изменилась в году нынешнем. Оказалось, что досрочное погашение долгов, время которых придет лишь через два года, – это именно то, что нужно стране в условиях падения ВВП на 8% и сокращения доходов населения на 5%. Причем сразу отметим, речь не идет о выплатах текущих платежей в пользу кредиторов: процентов и "тела". Хотя лишь на проценты мы тратим в год почти 150 млрд грн, что значительно превышает расходы на медицину и образование. Не говоря уже о науке, которая рискует умереть вместе с ее хранителем Патоном.

Но досрочный выкуп долгов может быть хоть как-то объяснен, пусть и с использованием извращенной логики лобби инвестбанкиров в стиле "захвати Минфин". Хотя стоит отметить, что практически все вменяемые страны сейчас делают все с точностью до наоборот: расширяют бюджетные дефициты, проводят эмиссию и практически все внутренние ресурсы аккумулируют на достижении двух базовых целей: инвестиции в социальный капитал (амортизаторы кризиса для населения) и механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, который максимально пострадал в результате пандемии и вызванных ею карантинных ограничений. Если деньги еще остаются после финансирования двух указанных выше приоритетных направлений, то их тратят на инфраструктурные проекты, как, например, в Китае. Но еще никто не додумался тратить деньги на досрочный выкуп долгов. Точнее не так – додумались в Украине. Выкуп задолженности в кризис еще так-сяк можно было объяснить падением котировок на них, мол, выгодно купить по дешевке с дисконтом, вместо того чтобы через два года погашать по номиналу. Но весь минфиновский "финт ушами" заключен в том, что наше Министерство финансов не просто "додумалось" выкупать долги будущих периодов, оно еще и делает это с "премией" для кредиторов. Да, вы не ослышались. Минфин купил украинские еврооблигации с периодом погашения в 2021-2022 годах по цене 105% от номинала, то есть заплатил за них на 5% больше сегодня, чем потратил бы на погашение этих ценных бумаг через два года! Нам будут, конечно, рассказывать о рыночных ценах и о том, что сэкономим на процентных выплатах. И это будет циничная манипуляция, так как о "рыночной" цене в условиях риска перетока инсайдерской информации и наличия потенциально возможных аффилированных связей между чиновниками и кредиторами говорить не приходится. Резкий рост котировок на украинские еврооблигации как раз и мог быть вызван слухами об их досрочном выкупе: перспектива выхода на рынок крупного "оптового покупателя" в виде государства-эмитента всегда подогревает цены. Именно поэтому другие страны, как правило, решают такие вопросы путем прямых переговоров, существенно сбивая цены на объеме выкупа. Но только не в нашем случае. А в нашем – купили на 5% дороже, чем потратят на их погашение через 1-2 года. Да и экономия выплаты на процентах выглядит весьма и весьма иллюзорно. Тут надо просто сравнить ставки по купону досрочно выкупленных ценных бумаг со стоимостью фондирования, то есть с ценой денег, за счет которых и был произведен данный выкуп. А "фондировался" наш Минфин под более чем 7%. Получилось как в анекдоте: "Батьку, заканчиваем торговать, а то сдачу нечем давать". В то время как Министерство финансов Аргентины проводит успешную реструктуризацию долгов, добиваясь списания 45% долга и оплаты в будущем лишь 55%, наш Минфин покупает долги, срок платежа по которым еще не настал, с премией для кредиторов в 5%. Как говорится, почувствуйте разницу.

Но апофигей данной политики пришелся на август, когда Минфин принял решение выкупить 10% так называемых ВВП-варрантов, доставшихся нам в наследство от реструктуризации "имени яреськи" как налог на экономический рост. Выкуп сделали за 85% от номинала, хотя их стоимость опускалась и до 50%. Выкупили на 275 млн долл., причем именно на фазе роста до 85%. Хотя все эти котировки – типичная филькина грамота. Если проанализировать биржевые операции, то мы увидим, что "нарисованы" они с помощью операций с лотами в 30-40 "косарей". То есть существуют очень существенные основания подозревать их техничность. Имея лот в 100 тыс. долл., можно "нарисовать" любой дисконт не хуже, чем "десятку на Дерибасовской". Такие операции у нас любят объяснять позитивной "международной практикой". Мол, так делают все развитые страны. Хотелось бы поверить, да вот только практика у нас какая-то однобокая. Когда во всем мире правительства раздают "вертолетные деньги" населению и малому бизнесу, у нас заявляют о том, что мы не можем себе позволить подобное и должны придерживаться бюджетной дисциплины и социальных ограничений. Зато, когда речь заходит об интересах внешних кредиторов, а точнее о десятке закрытых венчурных фондов, мы сразу же становимся "развитыми". В связи с этим наш Минфин – единственный в мире, который раздает "вертолетные деньги" кредиторам, а не населению, при этом раздает их за счет новых долгов: частные займы у пула кредиторов, МВФ, ЕС, недавнее размещение еврооблигаций. Простая математика: Минфин привлек займ по еврооблигациям под 7,253%, чтобы купить ВВП-варранты, платежи по которым будут лишь в случае роста украинской экономики выше 3%. Идеальная покупка в 2020-м, когда ВВП рухнет на 8%, не правда ли? Даже с учетом того, что рост возобновится в 2021-м, ближайшая выплата нам светит лишь в 2023-м, и экономия на сумме выкупа будет мизерной. Но эти 300 млн долл. нужны сейчас: врачам, пенсионерам, учителям, малому бизнесу, людям, потерявшим работу. Нынешняя власть создала специальный фонд для борьбы с коронавирусом в размере 60 млрд грн и потратила примерно 30 млрд на досрочный выкуп долгов и финансового "мусора". Интересы нескольких венчурных фондов были оценены как полстраны в разгар пандемии. Но нынешняя власть полна бодрости и веселья: "У нас все хорошо, в рамках утвержденной стратегии досрочно выкупаем долги". Хорошо, то хорошо, и мы даже знаем у кого, но вот досрочный выкуп долгов происходит за счет увеличения новых и далеко не дешевых. Как говорил один покойный депутат: оцените красоту игры. Выкуп ВВП-варрантов за 275 млн долл. и одновременно привлечение Кабмином нового заимствования от Cargill Financial Services International Inc. на 250 млн евро. Как-то суммы подозрительно совпадают, равно как и "сетевой график" досрочного выкупа/нового привлечения долгов (август 2020-го с разницей в несколько дней). А ставка там не детская: 5,95% годовых по трехлетнему долгу и 6,85% – по пятилетнему, с ежеквартальной выплатой процентов. Я бы назвал эту схему "финансовый рычаг Марченко". Это, конечно, не "насос" Коли Оболонского, но тоже впечатляет.

Ближайшая выплата по ВВП-варрантам предстоит Украине в 2021 году по итогам экономического роста в 2019-м. Сумма выплат – аж 1 млрд грн, или эквивалент 40 млн долл. С учетом выкупа Минфином 10% этих ценных бумаг получаем экономию в ближайшие два года на уровне… 4 млн долл., для чего было потрачено 275 млн долл.

Суммарно, нынешнее Министерство финансов Украины "проинвестировало" во внешних кредиторов более 30 млрд грн. Это кроме сумм текущих платежей, речь идет лишь о досрочном выкупе еврооблигаций со сроком погашения в 2020-2021 годах и финансового "мусора" в виде ВВП-варрантов. Кстати, о последнем приобретении Минфин поначалу скромно умолчал, информация пришла от западных финансовых изданий ("он… постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза").

Много это или мало – 30 млрд грн? За эти деньги можно было выплатить 70% пенсионеров с наименьшими доходами (до 3 тыс. пенсионных выплат в месяц) дополнительную пенсию или в течение трех месяцев выплачивать им же по одной тысяче гривен. Или обеспечить всю страну бесплатными средствами индивидуальной защиты и антисептиками, что и должна делать власть в условиях эпидемии, как это регламентировано действующим законодательством в период карантина. Даже в лихие 90-е денег хватало на обеспечение наркоманов бесплатными шприцами, зато теперь даже пенсионер с минимальной пенсией должен самостоятельно покупать медицинскую маску за 10-15 грн или шить ее из подручных материалов. За 30 млрд грн можно было достроить долгожданный мост на Троещину в Киеве или в Запорожье. Не говоря уже о дополнительных инвестициях в медицину и разовые выплаты медикам.

Но на все мероприятия, связанные с преодолением пандемии, Минфин потратил примерно 25 млрд грн, включая дополнительные премии сотрудникам полиции. А на сверхплановые вливания в карманы кредиторов – более 30 млрд грн в эквиваленте. Перефразируя классика, модель нынешней "жлобономики" выглядит следующим образом: "шмыганомика" + внешние кредиторы – "рычаг Марченко".

Вспоминаются слова ведущего мирового экономиста и мыслителя Нуриэля Рубини: "Любая экономическая модель, которая должным образом не решает проблемы неравенства, в конечном итоге столкнется с кризисом легитимности". Ждем осенних выборов.

Алексей Кущ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢